Упражнения медитации для начинающих

Упражнения медитации для начинающих помогаю нам развивать свою практику в различных направлениях, по мере того как мы наблюдаем, раскрываемся, отпускаем (размыкаем цепи мышления путём мягкого отстранения их эмоциональных источников) и приобретаем большую мощь присутствия, усиливаются естественным образом качества осознанности и концентрации. Затем, путём ли наблюдения общего потока наших ментальных состояний или путём, тщательного раскрывания наших чувственных, состояний, мы начинаем видеть сдвиг от содержательной стороны нашего опыта к процессуальной.

Упражнения для начинающих

Простое упражнение подсчитывания мыслей может дать вам ощущение способности наблюдать мысль, делать мыслительный процесс частью нашего сознания. Стоит иногда минут пять посвятить упражнению подсчёта идей, отмечая возникновение каждой очередной. Уподобившись кошке, подстерегающей мышь, мы можем ловить и считать при их возникновении каждую вербальную или образную мысль,

Многим удастся отметить двадцать тридцать, а то и шестьдесят идей, возникших за несколько, минут. За эти несколько минут упражнения в подсчёте идей энергия осознанности, как правило, достаточно велика, чтобы удерживать нас от захвата сюжетами этих идей. Идея возникает, мы отмечаем её и зачисляем в числовой ряд, и как только мы это сделали, она уходит прочь, а мы уже готовы учесть следующую. Теперь мы уже можем начать исследовать весь процесс движения (вращения) ума.

Упражнения для медитации

Удобно сядьте, закройте глаза и утвердитесь в решении пять минут наблюдать только процесс возникновения идей. Считайте их, и за эти пять минут выполнения упражнения учтите каждую при её появлении. Они могут возникать в форме картин или словесных формулировок, или того и другого вместе. Некоторые могут прийти также с привязкой к определённому чувству или кинестетическому ощущению.

Пусть ум ваш будет совершенно пуст, как чистый экран или как открытое пространство, бдительно караульте каждую, наподобие кошки у мышиной норы и ведите счёт этим мыслям. Отметив и учтя очередную, ждите следующую и больше ничего не давайте им увлечь вас.

Некоторые из них будут подобны как бы мягкому шёпоту произносимых слов, вроде «Да, здесь спокойно». Другие будут появляться из-за спины и говорить «Пока ещё мыслей было немного что ты на это скажешь?». В процессе выполнения упражнения считайте каждую. Они могут слегка прятаться от вас при первом наблюдении, но все же, они выплывут.

Читайте похожее:  Что дает медитация

К концу пятиминутного упражнения большинство людей насчитывает от пяти до десяти мыслей, но многие другие могут насчитать и пять-шесть десятков. Вы увидите, какого типа мысли преобладают в вашем уме словесные, зрительные или иные. Но главное вы получите представление о том, как фактически можно, под прожектором бдительной осознанности, наблюдать свой мыслительный процесс, отмечая возникновение мыслей, но не погружаясь в их сюжеты.

Вы убедитесь, какое великое освобождение видеть свою независимость от своих мыслей, наблюдать их поток и, осознавая каждую, сохранять свою независимость от цепкой их власти.

Углубление уровня медитации

Если мы делаем ментальную отметку для каждого из уровней и переживаем, их со всей полнотой и подробностью, то найдём, что они продолжаются каждое до смены последующим, промежуток времени, вместивший в себя пять-десять отметок. Мысли становятся ещё более похожими на пузыри в воде.

Вначале в состоянии медитации моменты осознанности далеко отстоят друг от друга, и нам удаётся, замечать свои идеи только в середине их или в конце точно, глядя из окна своего вагона на идущий по соседнему пути поезд. Мы улавливаем вниманием лишь вторую половину каждого вагона, а вначале и вовсе пропускаем несколько вагонов без внимания, да и в середине состава сколько-то раз несколько вагонов проскакивают мимо нас как невидимки.

Однако, со временем наши моменты осознанности идут уже плотнее друг к другу и мы начинаем замечать вагон очередной идеи все ближе к началу его. И, наконец, на тех этапах развития медитации для начинающих, когда наше внимание становится очень интенсивным, осознанность наша уже такова, что мы можем заметить само возникновение идеи, а иногда уловить и осознать тончайший импульс, предшествующий выходу из её ниши.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Ощущения при медитации

В физическом плане мы вначале, будем отмечать «боль в колене» или «звук автомобиля». Затем мы станем их переживать как определённые вибрации или текстуры в области колена или уха уже без словесных названий и без идеи чего-то сплошного, нерасчлененного. Подобным же образом в сердце и в уме чувства тоже могут приобрести форму вибраций.

Мы начнём отмечать движения энергий, ощущений находясь вне сферы влияния их сюжетов. Точно так же, как перестают существовать объёмные границы тела, растворяется и жёсткая структура ума, затем она возникает снова и опять растворяется, и так без конца.

Читайте похожее:  Медитация на улучшение сна и памяти

Приступив к медитации, начинающие со временем замечают, что эффективность наблюдения нашего опыта постепенно нарастает. Вначале точно маленький человек сидел у нас на плече. «Теперь он думает. Сейчас его клонит в сон. Он сердится». Затем, по мере того как начинающий продвигается в медитации и возрастает осознанность и концентрация, начинающий научится раскрываться и работать, с психологическими узлами, которые связывают нас.

Но и на этой стадии практика, все же, идёт под знаком разделения на наблюдателя и наблюдаемое. Ментальный комментарий, может уже и не быть столь явственным, как раньше, и тем не менее присутствует ещё намёк на хватание, на какой-то опыт, с которым начинающий идентифицирует себя, от которого может чему-то научиться, или которым можем «владеть». Но с продвижением вперёд и становлением ума более спокойным и открытым новичок в глубинах своего бытия начинает видеть одну, простую истину, ничто не продолжается долго и ничто не может быть схвачено.

Восприятие действительности

Развитие новичка приводит его к четвёртому уровню практики — бытию. Начинающий начинает ясно видеть законы, которые управляют этим процессом тела и ума, может отметить моменты равновесия, а затем столкнуться с моментами, когда желания, даже самые лёгкие, приводят с собой печаль, фрустрацию и борьбу.

Вглядываясь в моменты неудовлетворённости и боли и в моменты радости и удовольствия, мы можем видеть, каким образом мы с каждым из них связаны и что действительно приносит нам счастье.

  • Если мы цепляемся за что-то, а это что-то изменяется, то может ли такая тактика, привести нас к счастью?
  • Или если мы хотим, чтобы та или иная вещь всегда пребывала в каком-то определённом состоянии, например, если мы хотим, чтобы наш ум был всегда спокоен, а тело всегда испытывало определённые ощущения, то можем ли мы этого достигнуть?
  • Кому-нибудь, вообще, удавалось ли все время удерживать в себе одно, не изменяющееся физическое или ментальное состояние?

И здесь мы начинаем понимать и чувствовать, как получается, что само наше желание быть спокойными, порыв к свободе, духовные желания, наш эфемерный страх перед, актуальным «здесь и теперь» что именно все это и держит нас в ситуации конфликта и цепях несвободы.

Поэтому задача состоит не в том, чтобы наконец-то достигнуть некоего духовного состояния или идеала, а в том, чтобы вернуться в центр нашего бытия (или нашего существа) здесь и теперь.

Читайте похожее:  Психическая саморегуляция

И совсем не потому, что мы кому-то решили подражать или от нас этого ожидают, но вполне естественно, ибо теперь нам дано самим увидеть «что к чему», и мы уже улавливаем природу вещей.

Начинающий вскрывает глубины великого ментального акта, который называется «отпускать». До тех пор, пока мы не преодолеем столь распространённую у людей установку «хватать» и цепляться за конкретности жизни, за свои телесные переживания и элементы ментального мира чувства, воспоминания, идеи, и пока не научимся не отталкивать от себя эти же элементы, но с отрицательным знаком, до тех пор мы будем лишь укреплять в себе сознание резкой отдельности своего «Я» и до тех пор будем страдать через эту привязанность.

В медитации мы учимся дарить заботу и предельное внимание каждому моменту. Но мы также учимся отпускать, отрешаться. Мы не выделяем из всех лишь те опыты, которые дают нам радость, а культивируем в себе чувство гармонии, постоянно раскрываясь истине внутри нас и соединяясь со всей жизнью. Это необходимое условие полного решимости и преданного идее движения тропою практики.

Преодоление препятствий

Выберите одно из наиболее частых и трудных состояний ума, возникающих в вашей медитации, таких, как раздражение, страх, скука, похоть, сомнение, беспокойство. В течение одной недели старайтесь в своих медитациях быть в особенно ясной осознанности при возникновении данного состояния.

  • Наблюдайте его пристально.
  • Отметьте, как оно начинается и что ему предшествует.
  • Заметьте, не появляется ли раньше его какая-нибудь особая мысль или образ, которые могли вызвать это состояние.
  • Заметьте, как долго оно продолжается и когда заканчивается.
  • Заметьте какое состояние за ним обычно следует.
  • Попытайтесь уловить, не возникает ли оно порой очень постепенно, исподволь?
  • Не воспринимаете ли вы его как некий шёпот в сознании?
  • Проследите, насколько он станет громким и сильным.
  • Ощутите, какие узоры энергии или напряжения отражают это состояние в теле.
  • Постарайтесь высветить сознанием любое замечаемое вами физическое или ментальное сопротивление вашей попытке раскрыться этому состоянию навстречу. Смягчитесь и примите само это сопротивление.
  • Наконец, продолжая медитацию, вернитесь к осознанности своего дыхания и, выслеживая и ожидая то состояние, разрешите ему явиться, а затем ласково наблюдайте за ним, как за старым другом.
[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Комментарии 1

  • Когда выполняешь упражнение по подстчету мыслей, нужно считать все образы и звуки или только те о которых задумываешься?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.