Техника медитации для начинающих

Порой трудно подыскать точное слово для описания того или иного ощущения. Не тратьте времени на такие размышления. Если вам не удалось интуитивно, сразу понять что такое техника медитации для начинающих, то эту роль вполне сыграет и простейшая практика.

Правила медитации

Наиболее важным звеном медитации является осознание. Регистрация вниманием текущих впечатлений (ментальные отметки) есть не более чем вспомогательный приём для точной настройки ума на объект с целью прочувствовать ощущение и заметить, что с ним происходит в процессе наблюдения за ним.

Может, например, возникнуть сильная боль в спине или в коленях.

Сознание поворачивается лицом к этой боли и видит, что это жжение. Заметьте себе, что это жжение. Наблюдая, вы можете заметить, что оно усиливается или ослабевает, расширяет своё поле или сужается. Иногда оно может исчезнуть.

Когда ощущение перестаёт доминировать, опять вернитесь к своим формулам вдоха и выдоха (внутрь наружу или вверх-вниз или вдох выдох). Старайтесь удерживать ум в равновесии, в том мягком, расслабленном состоянии погруженности в текущий момент, при котором сознание, однако, не теряет предельной бдительности и точности. Спокойно от момента к моменту, отмечайте любое новое впечатление, а затем, когда ничто более не выходит на передний план, отзывая фокус на себя, возвращайтесь к дыханию как к приоритету техники медитации.

Отмечайте также любые реакции ума на различные ощущения. Если вы ведёте наблюдение за болезненными ощущениями и замечаете при этом реакцию нетерпения, беспокойства или страха, отметьте для себя эти состояния ума, и подарив им своё пристальное наблюдение, не упустите момента увидеть, что с ними происходит под лучом вашего сознания.

Вы замечаете «страх», или «нетерпение», или «беспокойство», и вот растёт ли это состояние при разглядывании его, или оно слабеет, или исчезает? Если в теле возникают приятные ощущения, которые вас радуют или, привлекая, привязывают к себе, то отмечайте и это.

Объекты внимания для начинающих

Нет необходимости специально искать предмет внимания в медитации для начинающих. Поддерживайте тонус осознающей мысли не мудрствуя, оставаясь на почве своего приоритета техники для начинающих, и лишь по мере самостоятельного появления в поле сознания других предметов уделяйте им внимание. Практически задача состоит не в том, чтобы выискивать что-то особенное, и не в том, чтобы пытаться что-то особенное вызвать, она заключается просто в бдительном наблюдении за тем, что фактически имеет место.

Когда в медитации ум начинает предаваться дискурсивному или ассоциативному мышлению, то, как только вы это осознали, мягко заметьте себе: «мышление» или «блуждание». Иногда вы осознаете присутствие таких мыслей в самый момент их возникновения, в других случаях уже в полном их развитии. Порой же ум не спохватится до тех пор, пока мысль не исчерпает себя.

Отметьте про себя, когда именно вы осознали постороннюю мысль, но сделайте это без самоосуждения, без оценки. В какой бы момент развития мысли ум ни осознал её, спокойно отметьте это себе как «мышление» и затем мягко вернитесь к дыханию. Подобным же образом, если в сознании, возникнут образы или картины, отметьте это как «образ», если на передний план выходят звуки, отметьте их как «слух».

Пусть осознание вырастает из восприимчивости ума, который как бы растворяется в текущем моменте, становясь особо податливым и открытым. По мере того как различные аспекты опыта медитации для начинающих предстают перед вами, каждый из них обнимайте мыслью и отмечайте, что с ним происходит под лучом вашего сознания.

Техника дыхания

Мы начинаем с дыхания, открываясь чувству или ощущению каждого акта дыхания, каждого движения грудной клетки или живота вверх или вниз, или прохождения воздуха через нос внутрь или наружу, и нас не отвлекает ожидание того, как тот или иной вдох или выдох должен происходить, мы не стремимся навязать процессу определённый режим и не думаем о том, каким должно быть ощущение.

Читайте похожее:  Практика медитации духовные практики и теория

Дыхание — вот главный акцент медитации для начинающих, будьте «с ним» и «в нём», если нет ему в данный момент сильного конкурента, в противном случае ждите, когда последний ослабеет, и опять возвращайтесь к дыханию. Если ум рассеян или спутан и затрудняется в выборе техники медитации, то и в этом случае сфокусируйте внимание на вдох (вверх — вниз). Когда же ум почувствует большую сосредоточенность и устойчивость, вновь подарите осознанность всему разнообразию сменяющихся аспектов: дыханию, звукам, чувствам, мыслям, образам, интенциям, отмечая каждый из них при его появлении.

Бывает, что ум оказывается в затруднении перед избытком, являющихся ему предметов не может выбрать для себя мишени. В таком случае отметьте себе этот тип затруднения и вернитесь к дыханию как к своему якорю. Дыхание как аспект наблюдения в технике для начинающих полезно в качестве основной зацепки, ибо оно почти всегда присутствует. Когда ум почувствует себя сосредоточенным на дыхании, вернитесь к регистрации других, событий, появляющихся в поле внимания при медитации для начинающих.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Ведь если мы их не осознаем, то они станут подсознательными фильтрами, накладывающимися на опыт, и мы будем все воспринимать с эмоциональным искажением. Иногда они могут быть связаны с мыслями или образами либо же со вполне конкретными телесными чувствами. Могут присутствовать чувства счастья и грусти, фрустрации и гнева, досады, весёлости, интереса, волнения, беспокойства, страха и т.д.

Если между актами дыхания возникает пауза, то на этот, случай у вас должна быть мысленно заготовлена одна или несколько точек тела, в которых оно испытывает прикосновение, переведите внимание в этом случае на одну из этих точек, отмечая про себя: «касание, касание». Если на передний план выйдут телесные чувства и станут перетягивать внимание на себя, дайте уму возможность свободно, перейти к такому чувству, раскройтесь ему навстречу, вчувствуйтесь в него.

Отметьте, что это за впечатление. Тепло это или холод, тяжесть или лёгкость, и т. д. Быть может, это вибрация? покалывание? Приятно ли это или болезненно?

Читайте похожее:  Расширение сознания - путь джхан

Как только вы осознаете присутствие такого положения, или эмоции, или настроения, сразу же особо отметьте этот факт, дабы не раствориться в этом положении, не отождествиться с ним. Эти ментальные состояния появляются и уходят, как любые другие этапы техники медитации. Они не составляют «Я», не являются «самим мною», они не принадлежат никому. При изучении техники для начинающих просто отметьте себе такое состояние, как внешний объект, оставайтесь открытыми для восприятия его и когда оно перестанет доминировать, возвращайтесь к чувствам в теле.

Они глубоко связаны с жизнью сознания, и потому так просто потеряться в них, идентифицировать себя с ними. Прикладывайте специальные усилия в медитации, чтобы заметить эти особые состояния ума. Чем быстрее мы их обнаружим с момента их возникновения, тем меньше их власть.

Импульсы сознания в медитации

Помимо таких, объектов внимания, как тело, звуки, мысли, образы, эмоции и особые, состояния ума, есть ещё один ментальный фактор, весьма достойный выделения и бдительной регистрации при медитации, поскольку он играет решающую роль для открытия путей к более глубокому прозрению. Это улавливание сознанием и взятие на заметку тех или иных импульсивных действий.

Само собою тело не двигается его движения вызываются определёнными импульсами или волей. Итак, прежде чем начать некоторое телесное движение, постарайтесь уловить интенцию шевельнуться или встать, или изменить позу, повернуться, дотянуться до чего-либо.

За миг до этих движений всегда имеет, место волевой акт в сознании. Интенция феномен очень тонкий. Это не тот поддающийся внутреннему ощупыванию дискретный объект, каковыми являются мысль или образ, хронологически расчленяемые на фазы возникновения, присутствия и ухода. Вначале интенция может переживаться просто как пауза перед началом самого движения. Если вы схватите умом эту паузу, признаете её имеющей место, и отметите этот факт как «интенцию», то цель будет достигнута.

Научиться осознавать такие интенции в медитации важно по двум причинам.

  • Во-первых, это освещает и вскрывает причинно-следственные отношения между умом и телом. Это один из фундаментальных законов, ведущих к более глубокому, пониманию. Развёртывание процесса, связывающего ум и тело в единство, происходит естественным, образом, и один из законов, описывающих этот процесс, ость закон причины и следствия. Констатируя интенцию мы этот процесс начинаем понимать.
    Тело движется в результате интенции, интенция причина, движение следствие. Отмечая это в своём опыте, мы начинаем видеть порядок вещей все более отчётливо.
  • Во-вторых, регистрация умом интенции помогает нам вскрыть и понять безличную природу процесса «ум — тело». Ведь даже когда мы наблюдаем за чувствами, мыслями, образами и эмоциями и начинаем видеть, что все эти объекты суть просто элементы наблюдаемого нами театрального действа, мы все же можем ещё оставаться при иллюзии, отождествляя себя с устроителем этого зрелища или режиссёром его, с тем, кто подаёт команды актёрам.

Мы как бы безвольно погружены, в омывающий нас поток каждого момента и в то же время бдительно открыты всем подробностям каждого вдоха. Наше бдение ищет ответов: Каково ощущение этого подъёма грудной клетки или этого втекания воздуха внутрь? Как ведут себя чувства при этом? Продолжителен или краток акт, плавен он или неровен, поверхностен или глубок, сопровождается ли, тяжестью, давлением, покалыванием?

Читайте похожее:  Медитация и концентрация

Необходимые навыки ума

Нет необходимости перечислять весь набор вероятных качеств. Простого условия открытости впечатлениям при длительной работе внимания достаточно, чтобы характерные черты каждого дыхательного акта явили сами себя. Итак, мы погружаемся в это положение бдительной созерцательности с ментальной установкой начинающего практику человека на наблюдение, за каждым актом своего вдоха, которые он обозначает для себя формулами: «вверх-вниз» или «внутрь — наружу» и т. д.

Надо, чтобы ваш ум сохранял для любых ощущений максимально высокую восприимчивость. Отмечайте, что с ними происходит, когда вы их пристально наблюдаете. Усиливаются они или ослабевают? Не исчезают ли? Не становятся ли более пространственно разлитыми? Наблюдайте происходящее без предуготовленной модели, без ожидания вероятной картины. Просто будьте с тем, что есть. Когда же ощущения начнут уходить на задний план, вернитесь снова к дыханию.

Поддерживайте в уме особое состояние бдительности по отношению к различным ментальным феноменам и отмечайте про себя: «мышление» или «видение», как только вы осознаете присутствие мысли или образа. Наблюдайте, что происходит с этой мыслью или этим образом под прожектором вашего внимания. Остаются они или исчезают? И если они исчезают, то делают ли это быстро, или медленно?

Когда же мысль (или образ) потеряет свою доминирующую силу, вернитесь к осознанности вдоха. Этот переход от объекта к объекту должен быть плавным, ритмичным и не напряжённым. Не нужно специально ждать появления или активно искать очередного объекта внимания, следует лишь поддерживать то состояние открытости и бдения, при котором любое заявившее о себе впечатление становится объектом осознания.

Пусть все объекты впечатления тела и ума появляются и уходят сами собой. Наша практика состоит в том, чтобы просто погрузиться во внутреннее созерцание и в каждом текущем моменте отмечать любое новое впечатление, не внося рассудочных суждений, не интерпретируя и не оценивая. Есть лишь простое, обнажённое, констатирующее внимание, к происходящему.

Сохраняйте осознанность по отношению к различным ментальным состояниям, включая эмоции. Эти состояния менее резко выражены, чем другие объекты. У них нет столь чёткого начала, середины и конца и тем не менее они могут стать весьма важными объектами опыта. Поэтому, если какое-то состояние ума эмоция, настроение обретает особенную силу (назовём печаль, гнев, счастье, желание, беспокойство, волнение, жгучий интерес, восторг, радость и т. д.), то не упустите возможность отметить это ментальное состояние и, пассивно предаваясь созерцанию его, но в него не вовлекаясь, наблюдать и видеть, что оно тоже есть лишь один из элементов этого спектакля. Это состояние возникает, некоторое время существует и уходит, уходит, как и все прочее.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.