Правила медитации

Как мы видим, в духовных учениях часто говорится о культивировании таких прекрасных качеств ума, как осознанность, невозмутимость, доброта, вера и т. д., которые медитирующий совершенствует в процессе продвижения вперёд на пути практики, условно их можно назвать — правила медитации.

Правила развития

Можно описать саму ткань этого пути, как развитие и созревание названных качеств. Этот путь не существует в отрыве от их развития, он есть сама суть наших усилий. Но, хотя излагаемый систематический взгляд полезен для понимания процесса, в котором мы участвуем, однако, он может и запутать нас, толкая на фантазии по поводу ожидаемого.

Спровоцированные логические операции или правила вокруг текущего опыта, самокритичные суждения и склонность измерять достигаемые результаты эталонами заранее построенной (и часто совершенно ложной) модели, того, что должно или не должно случаться в духовной практике.

Всё это может привести к некоторому замешательству и даже к настоящей пытке вместо спокойного исследования и плодотворной убеждённости. Вместо одаривания практикующего мощным источником вдохновения и энергии, что и является целью этой системы, она, будучи извращена нашим, ориентированным на достижение, мышлением, может, привести к ненужной внутренней борьбе, сомнению и разочарованию в этих правилах.

Медитация развития

На что же можем мы с уверенностью положиться как на истинное руководство в своей практике медитации? Только на свой непосредственный опыт. Самый глубокий фундамент нашей жизни представлен шестью типами опыта:

  • зрительным,
  • слуховым,
  • вкусовым,
  • обонятельным,
  • физическими ощущениями,
  • ментальными событиями

С этой точки зрения, жизнь наша весьма проста. Весь наш сложный мир исчерпывается только этими изменяющимися объектами зрительными (формы, краски, образы), слуховыми (звуки), вкусовыми (гастрономические впечатления), обонятельными (запахи), сенсорными (осязание, телесные ощущения) и ментальными (мысли и чувства).

В своей практике медитации мы делаем специфические усилия, сводящиеся к тому, чтобы постоянно осознавать и удерживать на острие внимания прямой, непосредственный опыт жизни, а именно эти самые шесть переживаний, или «чувств», включая ментальность как шестое «чувство».

В этом процессе мы приходим ко всё более ясному пониманию того, что буддизм определяет как три основные характеристики всех сотворённых феноменов. Это страдание, переходность (эфемерность) и безличностность. Наша практика есть постоянно углубляющееся личное и интимное постижение этих трёх характеристик, являющих нам собою мощную и долговечную систему.

Читайте похожее:  Медитация и концентрация

Осознание глубокого смысла этих характерных черт и правил всех сотворённых феноменов помогает нам прорубаться сквозь цепкие лианы хватательных и ориентированных на внешние достижения ментальных импульсов и приводит нас к мудрости во всех духовных опытах как в медитации, так и вне её.

Постоянная реализация правил для начинающих

Сильным фактором поддержки для нашей повседневной практики является также решительное следование пяти основным тренировочным предписаниям, или заповедям, которые своим императивом помогают выработать жизненный стиль сознательного поведения. Следование этим предписаниям в очень большой степени способствует внесению в нашу жизнь мощного фактора осознанности.

Очень полезно обращаться к этим правилам регулярно либо произнося их слова вместе с учителем, либо читая их вслух по книге.

Традиционно поступают так практикующий выбирает (или берёт очередной по порядку) один из этих пяти принципов поведения и говорит себе «Я беру на себя обязательство отработать тренирующее предписание такое-то» скажем, отказ от любого убийства. И так далее для каждого принципа.

Мы принимаем решение следовать им в уме и в практике жизни как правилам для начинающих. Если через какое-то время мы обнаружим, что нарушили одно из них, мы возвращаемся к ним снова.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Каждое правило прямой призыв избегать причинения вреда самим себе и другим существам. И каждое напоминает нам о той или иной сфере жизни, в которой мы можем развить чуткость и сострадание. Содержательная сила правил очень велика. Даже если бы соблюдалось только одно первое предписание отказаться от всяческого убийства и если его соблюдение распространилось достаточно широко в мире, оно изменило бы облик планеты.

Тщательно работайте с каждым из пяти правил не убивать, не красть, воздерживаться от неправильного сексуального поведения, не использовать речь дурно (не лгать, не сплетничать). Глубокое усвоение этих предписаний основа правильной духовной практики.

Читайте похожее:  Медитация для снятия стресса и глубокого расслабления

Если мы причиняем вред другим, если ведём себя нечестно или безответственно, то мы запутываемся, увязаем, и дальнейшее продвижение в практике делается невозможным. Но будучи на высоте задачи, мы искренне прибегаем к этим предписаниям как к средству и направлению тренировки, и они помогают нам пробудиться и преобразовать наши отношения с другими в более открытые и гармоничные.

При возникновении опасности невзначай нарушить их они подобно сигнальным огням дают нам об этом знать, требуя внимательного взгляда на ментальное состояние, стоящее за действиями, в которые мы вовлечены. И если мы в этом случае откликнемся и пристально присмотримся, то в большинстве случаев обнаружим, на какой крючок мы попались и как можно «отпустить» и освободиться.

Постоянно обращайтесь к этим предписаниям. Это несравненные инструменты для изменения самих себя и мира вокруг нас.

Обмен опытом

Часто перед людьми встаёт вопрос о том, как наилучшим образом поделиться своим вдохновением и практикой с другими. Это, конечно, замечательная вещь говорить с другими о медитации, однако, следует быть чуткими в отношении обстоятельств, ибо речь должна быть всегда уместной.

Нет надобности впадать в прозелитизм или читать проповеди, даже, вообще, упоминать о медитации. Надо просто быть открытыми для каждой ситуации. Если вы всё таки завели речь о практике, то пусть она будет адресована лишь тем, кто действительно желает знать.

Помните, что мы общаемся не только при помощи слов, но и средствами любого проявления своего существа. Люди узнают больше из того, что мы есть, чем из того, что мы говорим.

Как-то ученики обратились к одному знаменитому тибетскому учителю за советом относительно воспитания своих детей по законам духовной жизни. Этот Лама напомнил им, что их дети имеют собственную карму и родители не должны насильно вылепливать их характеры и судьбы. Он сказал родителям, что если они будут на высоте в собственной практике, их дети воспримут доброту и ясность, беря с них пример.

Читайте похожее:  Польза медитации

Мы можем часто говорить им «Вы должны любить всех», однако, если мы обращаемся с людьми, обслуживающими бензоколонку или работающими за прилавком супермаркета, как с деталями агрегата, то эта немая информация противоположного свойства, как молния, передастся ребёнку и перечеркнёт в один миг все наши пышные фразы.

Именно через практику все наши намерения и вдохновенные порывы, наши слова и деяния сходятся вместе, становясь большой силой. Мы можем развить в себе постоянное состояние любящей доброты и осознанности так, что они станут самой тканью нашей жизни. И тогда и плач ребёнка, и боль в колене при сидении в медитации, и опрокидывающая все наши сегодняшние планы долгая задержка из-за пробки в уличном движении, и даже смерть близкого человека всё становится для нас частью дхармы.

Когда Калу Ринпоче, замечательный старый учитель из Тибета, был в Соединённых Штатах, он посетил Бостонский Аквариум. Двигаясь между прозрачными сосудами с разноцветными рыбами, он с восхищением останавливался у каждого из них. И затем, как бы прощаясь с очередным аквариумом, он мягко прикасался рукою к стеклу и произносил мантру «Ом Мани Падме Хум». На вопрос, зачем он это делает, он ответил «Я прикасаюсь к стеклу, чтобы привлечь внимание тех существ внутри, и затем я каждое из них благословляю, желая им тоже получить освобождение». Не правда ли, прекрасный способ приветствовать каждое существо, с которым пересекаются наши пути?

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.