Практика осознанности

Первым фактором, способствующим нашему просветлению, фактором центральным для всей практики, является качество «осознанности», ясное понимание, того, что происходит, в каждый, текущий момент. Именно практика осознанности обладает качеством полноты и непогрешимости, и содержит в себе феномен внесения в каждый момент всей полноты нашего сердца и ума, и всей потенции нашего внимания.

Повседневная осознанность

Мы можем долго идти по улице и почти неожиданно для себя обнаружить, что мы пришли к месту назначения, но при этом ничего не помнить ни о том, что мы видели, ни о том, что мы слышали или о чём думали всё время своего пути.

В своих назиданиях, адресованных Карлосу Кастанеде, индейский учитель Дон Хуан говорит о великой пользе обращения к мысли о смерти как к своему советчику. Он указывает, что существуют люди, вкладывающие во все свои действия и поступки особую тщательность и глубину мысли, они счастливы, и счастье их проистекает из самого факта делания ими всего, что они делают, с ясным пониманием краткости жизни и малости остающегося времени, и потому они живут со всей полнотой и предельным вниманием, их жизнь непогрешима, как прекрасная гравюра.

Если мы подарили чему-либо всё своё внимание, будь то школа или работа, или отношения с кем-либо, или практика дхармы, наш ум и все наше существо испытывают прилив особой энергии и радости.

Нам, пожалуй, могут стать даже безразличны результаты сделанного дела, ибо сам процесс полного и полноценного осуществления этого дела, полное наше присутствие в нём, а его в нашем сердце уже несут в себе удовлетворение. Жить в настоящем, значит, пропускать каждый из моментов своей жизни через любящие руки своего ума и сердца.

Функции осознанности

Существует три функции:

  • Первая из них заключается в ясном видении происходящего в текущий момент, человек наблюдает и испытывает не реагируя. Будучи объектом нашей практики, только допускает акт регистрации. Затем, когда мы уже находимся в полном тонусе мысли и в состоянии пробуждения, а ум при этом покоится в бесстрастной неподвижности по отношению к объектам своего восприятия, вот здесь и является нам ясное понимание нашего мира.

    Практика осознанности позволяет нам воспринимать свои ощущения непосредственно, т. е. без анализа, сравнений или интерпретаций. Вооружившись таким вниманием, мы обретаем способность открывать законы, которым подчиняется наше тело, сердце и ум. Благодаря свежести и непосредственности этого внимания, при менее выраженном отождествлении себя с объектами наблюдения, мы можем почувствовать, открыть для себя целый мир, дух внутренней свободы.

  • Вторая функция состоит в стимулировании развития всех других факторов просветлённости. Эта функция делает его чрезвычайно сильным атрибутом ума. Он повышает нашу способность в исследовании всей природы жизни, в широком смысле. Всё это вырастает из нашего пристального внимания.
    Самосознание можно назвать универсальным качеством. Она помогает при любых обстоятельствах, в самой медитации, при игре в теннис, при занятиях музыкой, в научных трудах и в любовных отношениях короче, в любых действиях и усилиях человека. Став более интенсивным и легко вызываемым, оно начинает постоянно служить нам как точка отсчёта, своеобразный внутренний камертон или советчик и как некий оплот, защищающий нас от ступора и потери себя в изменяющихся обстоятельствах жизни, Внимание, характеризуемое пониманием, есть та основа, из которой только и могут взрасти настоящая мудрость и настоящая любовь.
  • Третья функция приводить ум в равновесие. Когда мы правильным образом реализуем процесс внимания, то что бы ни происходило внутри или вокруг нас, ум приходит в состояние равновесия. Практикующим медитацию ученикам необходимо пережить прямой опыт мобилизации в какой-нибудь трудной ситуации, чтобы по достоинству оценить могущество в функции восстанавливать равновесие.
Читайте похожее:  Как научиться медитировать

Сколь длительным или трудным ни было бы переживаемое состояние, первый же момент пробуждения способен вернуть нас к балансу.

Бывают минуты, когда нам не хватает спокойствия и безмятежности, в другие минуты мы нуждаемся в большей энергии и энтузиазме. Всякий раз, когда мы находимся в состоянии равновесия, когда мы знаем всё, но ни на что не реагируем, оживают поникшие факторы просветления.

Пробуждение и исследование того, что в данном моменте присутствует, сообщают спокойствию необходимый баланс или противоположная ситуация мы беспокойны, мы взволнованы. Таким образом, это помогает обретать необычайную уравновешенность, делая нас одновременно энергичными внутренне, эффективно сосредоточенными, спокойными и деятельными в акте исследования своей природы.

Основания осознанности

Осознанность имеет четыре аспекта (или основания), которые очень важны для практики пробуждения. Иными словами, его можно культивировать в четырёх разных сферах нашего опыта.

  • Первое основание — это понимание по поводу физического мира, тела и его ощущений. Это означает предельно чёткое понимание видимого и слышимого, цветовых и вкусовых впечатлений, дыхания, ощущений, положения тела, движений.
  • Второе основание — это понимание в отношении чувств. Всякий раз, когда сознание говорит нам о присутствии того или иного чувственного объекта, то есть если мы видим, слышим, осязаем, обоняем, испытываем вкусовое впечатление или мыслим, то неизбежно имеется и отношение к этому чувство, приятного или неприятного или же безразличие.

    Осознанность в отношении к чувству имеет огромное значение, потому что именно в этом аспекте опыта уму грозит опасность увязнуть. Когда мы сталкиваемся с приятными чувствами, они вызывают нашу ориентированность на них, когда же мы наталкиваемся на чувства неприятные, наша реакция чаще всего негативна. Если же чувства нейтральны, мы зачастую как бы «выключаемся», т. е. перестаём в полную меру находиться в происходящем.

    Попавшись на крючок симпатий и антипатий, мы начинаем прилагать усилия, чтобы одни условия подольше удержать, от других поскорей избавиться или избежать их совсем, и таким образом, мы попадаем под иго непрерывного плетения кармических узоров страдания и дуализма. Мы сами себе творим бесконечные беличьи бега, в колесе. Именно практика может явить нашему взору истинную природу этих, чувств и бессмысленный шаблон наших реакций, указав нам истинный путь мудрой жизни.

  • Третье основание состоит в понимании содержания ума и сердца. Это означает удержание в лучах пристального ума всех состояний сердца и ума. Что бы ни возникло на экране нашего опыта сомнение, страх, любовь, мудрость, ясность, сонливость, беспокойство, планы на будущее, воспоминания о прошлом, цель одна. Забота по отношению ко всем этим качествам, раскрывая их характер без суждений и без вмешательства, не пытаясь, заставить их работать в соответствии с нашим отношением к ним, позитивным или негативным.
  • Четвёртое основание полное бдение мысли, направленной на дхарму. Это означает осознание законов, определяющих работу всех элементов ума и тела. Всё пусто в смысле личностного содержания, в основе зыбких процессов ума и тела нет никакого «Я». Мы можем воочию убедиться, можем проследить, как наша привязанность к элементам ума и тела создаёт наше страдание и неудовлетворённость, ведь эти элементы возникают и исчезают в соответствии с законом кармы, а не в соответствии с нашими желаниями. Всё это, и много большее, вскрывается перед нами самим процессом нашего мышления.
Читайте похожее:  Как повысить вибрации человека

Путь в настоящее

Для каждого желающего прийти к просветлению существенно и необходимо культивировать в себе способность находиться в настоящем. Конечно, в нашей практике уровень осознанности будет неизбежно проходить через много циклов.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Эта способность может быть более представленной, во время интенсивных практик или в случаях жизненного кризиса, или когда мы пребываем в уединении на лоне природы, или вдохновлены беседой или зажжены чьим-то мудрым словом.

Практиковаться в медитации значит питать и совершенствовать эту способность. Независимо, однако, от уровня текущей практики и независимо от ситуации, пробуждение освежает и обостряет состояние осознанности, характеризуемое сбалансированностью элементов ума и свободой последнего от импульсов хватания. С продвижением в практике частота состояний осознанности растёт.

В течение практики и в процессе интенсивных тренировок, после того как пройдёт период адаптации, частота моментов нашего полного присутствия в настоящем будет возрастать. Хотя прогресс может казаться слишком медленным, но любое продвижение в нашей способности вызывать в себе состояние осознанности следует считать значительным приобретением.

Продолжая возобновлять и фокусировать своё внимание, мы будем достигать всё новых уровней понимания. В конце концов, это может сделаться очень точным инструментом. Мы будем подразделять процесс восприятия на крохотные отрезки, так что, например, услышим сначала самые первые колебания в своём ухе, затем отдельным актом оценим их эстетически («какой приятный, звук»), в следующий момент явится само узнавание («щебечет птица»), далее образ этой птицы, и потом желание слушать её.

Мы можем научиться так пользоваться своим вниманием, что весь якобы сплошной мир раскроет себя в дискретном течении, представ, перед нами как процесс взаимодействий, тела и ума или как танец многих движущихся частиц.

То что вначале казалось нам «нашим собственным» слухом, раскрывается перед нами теперь самостоятельными моментами:

  • ощущения,
  • чувства,
  • узнавания,
  • реакции.
Читайте похожее:  Концентрация на мысли

Таким образом, якобы сплошной и неделимый феномен нашего мира оказывается растворимым и растворённым. В прожекторе очень пристального внимания мы можем открыть и сделать объектами исследования и переживания новые уровни спонтанных и мгновенно возникших и исчезнувших порывов, принадлежащих уму и телу элементов.

И как «растворяемся» мы сами также и в то же время растворяются границы между «нами» и «внешним миром», мы приобретаем способность удостоверяться воочию в единстве всех вещей и в отсутствии жёстких границ между ними и находим свободу, ими не ограниченную.

Развитие практики

Развитие способности осознанности возможно также и в повседневной жизни, если мы введём в неё элемент практики. Достижения последней, углубляются благодаря особому вниманию, уделяемому нами своему телу и ментальной жизни и также своим реакциям на внешние обстоятельства.

Осуществлять это можно путём мобилизации в себе состояния, во время любой, деятельности ведя машину, занимаясь домашними делами или общаясь с членами семьи, делая свою работу на производстве или находясь в уединении.

Рассматривая процесс своей жизни подобным образом, мы всё яснее будем видеть те шаблоны привычек и страхов, которые диктуют нам зачастую пути этой жизни. Все более глубоким погружением в настоящий момент мы приходим к возможности фактически испытывать динамическую энергию нашего тела и сердца.

Мы начинаем чувствовать разницу между жизнью, пронизанной к благам, и жизнью внутренне свободной, между состоянием прессинга навязанных самим себе искусственных императивов и отождествления с состоянием спокойной мудрости.

На каком бы уровне мы ни осуществляли такой подход, практика даёт нам возможность, быть свободными. Мы все можем взрастить в себе, как цветок, это переходящее в привычку и потребность состояние чистосердечности, полноты внимания и полноты бытия. И тогда творческая мощь состояния осознанности реализует все сокровища жизни.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.