Осознание себя

Осознание себя приводит нас, к пониманию такой характеристики всех феноменов, как отсутствие некоего «Я». Все феномены пусты в этом отношении. Нет в природе сущности, которая существует вне текущего опыта и отделена от его элементов, но распоряжается ими, как режиссёр, автор или собственник. Нет того кому демонстрируется этот фильм бытия или «с кем» случается происходящее.

Хотя велика глубина этой истины отсутствия личности, испытывать её мы начинаем уже на ранних этапах практики. Иногда во время медитации, когда ум уже погрузился в покой и концентрацию, вдруг появляется чувство страха и беспокойства, и он оказывается вырванным обратно в привычный мир идей, планов и мнений.

Такое случается почти с каждым. Однако, почему так ведёт себя порою уже успокоившийся ум? Чем он так пугает нас перспектива осознавать себя всегда?

Отсутствие осознания

Наш исходный самообман, причём такой, что его влияние пронизывает все стороны нашей жизни, заключается в веровании в то, что существует некое «Я», субъект, эго, нерасчлененное на элементы и чётко отделённое от всего остального. Фактически же дело обстоит так, что это пресловутое осознание себя, пресловутого «Я» есть не более чем иллюзия, порождаемая процессом идентификации. «Вот это — вот моя персона. Вот что я делаю. Мне это нравится. Я иду туда-то. Мне хочется вот так и вот так» в т. п. Эта сущность сотворена мыслью и лишена субстанции. Это не более чем мыслительные пузыри.

Единственный способ эффективно поддерживать иллюзию единства собственного «Я» это постоянно муссировать (или выбивать, точно масло из молока) мысли, планы, программы и т.п. Если мы продолжаем держать для них «зелёную улицу», то очень легко и быстро слепим всё вместе в тугой комок, фикция «Я» обретает монолитность.

Но когда ум начинает приходить в состояние покоя и постоянного осознания самого себя (когда в этом «аквариуме» взбаламученные смеси начинают выпадать в осадок), то вся зыбкая конструкция утрачивает жёсткие формы, ускользает из поля зрения, а это, с точки зрения эго, ужасная катастрофа.

Последнее объясняется просто когда начинает исчезать мысль, то кто же исчезает вместе с ней? «Я сам», конечно, т. е. «автор» этой мысли, видевший в ней доказательство своей реальности. Наше чувство достоверности «самого себя» создаётся нашим мыслительным процессом и привычкой всё «хватать» в своём уме на правах собственника.

Читайте похожее:  Основы медитации

Свобода от мыслей

Если мы не пойманы в капкан своих мыслей о нашем опыте, то перед нами проходит только осознанный опыт каждого отдельного момента просто видение, переживание запаха и вкуса или прикосновения. И всё это пусто, все это не содержит внутри сидящего человечка, мешающего вам осознавать себя всегда.

Конечно, никто нас не ставит перед необходимостью вообще избавляться от мыслей только для того, чтобы испытать пустоту, пустота мыслей есть факт, а сами мысли суть процесс, слова и картины, обусловленные определёнными причинами и состоящие из отдельных элементов. Нам вовсе не нужно производить специальную операцию по изъятию из вещей эгоцентрического миража, они пусты по самой своей природе. Наша задача лишь в том, чтобы испытывать (переживать) каждый момент непосредственно, а каждый момент есть проявление пустотной и лишённой привлекательности природы реальности.

Мы можем легко проверить это на себе. Когда мы спокойно сидим (необязательно в медитации), мы часто чувствуем себя так, будто кто-то оставил включённым радио, и мы не можем его выключить. Мы даже «программ» не выбираем они являются без всякой инициативы с нашей стороны. Мысли, звуки, ощущения всё это, само собой, возникает и само уходит.

Разве мы осознанно определяем, какие мысли должны появляться, разве мы контролируем их? Они просто рождаются и умирают. Они не есть мы, и они неподвластны нам. Тоже справедливо и для телесных ощущений. Они возникают и сменяют друг друга стихийно, по собственному произволу.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Можем ли мы приказать уму не думать или телу не стареть? Послушаются ли они? Всё то, чему мы даём ярлык «себя», «меня самого», есть поток меняющихся элементов опыта, текущих по определённым законам, при абсолютном отсутствии за этими сценами какой бы то ни было сохраняющейся во времени сущности (личности), которая якобы контролирует наблюдаемое зрелище. Сами же мы и есть этот самый спонтанно переменчивый процесс, здесь нет ничего субстанциального, незыблемого и долгоживущего.

Читайте похожее:  Место для медитаций

По мере того как с практикой растёт наше осознание, истина делается для нас всё яснее. Мы видим, что мыслительный процесс выполняет свою функцию мышления, чувствительный процесс чувствования, осязательный осязания, всё согласно законам обусловленности.

Объекты опыта

Наблюдатель, предстаёт теперь под взором осознания в новом свете. Есть объекты опыта, которые, возникают на один момент в комбинации с процессом понимания или осознания, причём каждый объект и сопровождающее его знание возникают и растворяются от момента к моменту. Видеть феномен осознания подобным образом аналогично такой ситуации в физике, когда сначала имелось представление о фотонах, а уже после этого производились опыты, продемонстрировавшие корпускулярную природу света, такое фактически возможно лишь на очень тонких уровнях.

Центральным для этого осознанием является достоверность того переживания, что ни один из пяти процессов, составляющих нашу жизнь (тело, чувства, восприятия, реакции и самосознание), не является ни стабильным, ни принадлежащим кому-то. Мы часть водопада. Посредством мысли и притяжательного чувства эго, путём привычки и внешнего опыта жизни мы за многие годы развили в себе по отношению к этим процессам хватательное чувство хозяина.

Но, как мы теперь видим, это было заблуждением процессы эти невозможно уловить осязаемой хваткой и удержать, как «свои собственные», отождествление с ними ложно и чревато страданием. Все это есть лишь, феноменальная, внешняя картина света и цвета, в которой всё исчезает, едва успев возникнуть. Всё появляется из удивительной пустоты, каждый день и каждый момент, приходит из ничего и возвращается в ничто.

Мы постоянно ищем и надеемся на какую-то новую особую вещь, которая должна возникнуть и долго нам служить, принося нам счастье, удовлетворение всех желаний и давая ответ на все вопросы. Но что это может дать и к чему такая тактика приводит? Мы просто сгущаем поток видимого, слышимого, обоняемого, осязаемого и мыслимого. Вот и всё, ибо жизнь состоит только из этого. Нам хотелось бы, чтобы было иначе, но дана нам только «вот эта малость».

Углубление осознания себя

Когда Сён Сан, учитель дзэна, посетил Бодхгаю, он написал поэму о достижении Буддой просветления под деревом бодхи, и в ней, в частности, говорилось

Читайте похожее:  Медитация для начинающих

Однажды великий человек сидел под деревом бодхи, он увидел утреннюю звезду и стал просветлённым, он сидел там и абсолютно верил своим глазам, своим ушам, своему носу, своему языку, своему телу, своему разуму.

Бывает, что углубляющийся опыт трёх характеристик, о которых мы говорим, начинает смущать. Мы можем иметь за плечами уже годы практики и в результате её прийти к большему спокойствию и сбалансированности, но на периферии сознания мучиться вопросом, как наша практика должна развиваться дальше.

В конце концов, после стольких лет усилий не должны ли мы уже испытывать больше факторов просветления? По сравнению с достигнутым, мы ожидали более выраженных проявлений осознания или спокойствия, или глубокой ясности, большей лёгкости и радости. Но что же мы видим в себе на самом деле? Больше непостоянства, больше пустоты, больше неудовлетворённости и страдания. Мы видим и чувствуем это более ясно, и тогда мы, начинаем думать, что с нашей практикой что-то не так.

Практика есть углубляющееся осознание этих базовых истин. Каждая из них путь к освобождению и свободе, но при условии, что мы сможем понять и полностью принять её. На самом глубоком уровне медитации, в момент полного приятия, у врат, открывающихся на один из этих путей, и в момент полного отпускания вот когда мы оказываемся за пределами своих вечных рамок обусловленности в нирване.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.