Основы медитации

Основы медитации осваиваются по мере обретения навыка наблюдать свой опыт внутри настоящего момента, мы начинаем видеть, каким образом следует подключать основы дыхания, происходит процесс выработки в себе всё более тонкого и всё более постоянного внимания.

Цель медитации

Всё искусство жить медитативной жизнью имеет целью сохранять сознание новичка, поддерживать свою ментальность. Живущего подобным образом можно сравнить с учёным, исследующим жизнь растений в уникальном уголке мира. Наш учёный будет постоянно находиться в состоянии обострённого интереса и пристального внимания, ибо любая увиденная им подробность имеет глубокий смысл. Сколь отличен такой подход от распространённого, при котором говорят «О, да это просто дуб. Я их миллионы видел» А ведь главная истина в том, что каждый дуб, как и каждая роза, каждый человек и каждый момент отличается от других.

Сначала вся работа внимания, направленного на акты дыхания, ограничивается ментальными фиксациями типа «вдох-выдох». Через некоторое время мы уже достаточно изощрены, чтобы видеть начало, середину и конец каждого акта. Затем начинаем уже чувствовать прохладу, вибрацию, давление, покалывание, пульсацию и даже отмечать пространство между дыханиями и вокруг них. Мы яснее замечаем ритмы дыхания, изменения его интенсивности. И мы идём дальше, мы уже научились различать десяток, а то и сотню аспектов этих простеньких, всю жизнь нам знакомых вдохов и выдохов.

Тот круг представлений, который образует наш мир, и мы обретаем возможность растворить в распавшихся связях жёсткие накатанные концепты. Когда мы только начинаем практику медитации, моменты осознанности редки и далеко отстоят друг от друга, затем постепенно они сближаются, и мы всё чаще присутствуем в осознанности.

Продолжая делать мягкие усилия, возвращая ум снова и снова к его объекту, мы начинаем улавливать некое превращение основ то, что прежде казалось сплошным и неделимым, теперь оказывается конгломератом.

Читайте похожее:  Что дает медитация

Практика — основа успеха

Требуется достаточная практика, чтобы научиться отмечать отдельные моменты физических впечатлений, таких как зрение и слух, и не терять себя в сюжете, который мы проживаем. Ещё больше практики требуется, чтобы научиться наблюдать свои тончайшие ощущения, настроения, чувства и мысли. Мы привыкли поступать так либо отбрасывать их прочь с отрицательной оценкой, либо целиком предаваться их обаянию.

Последнее особенно свойственно состояниям, когда на экране ума проходит вереница привычных шаблонов мыслей, чувств, эмоций и ощущений, повторяясь вновь и вновь, точно лучшая десятка игроков за неделю. Здесь бывает трудно. Тут могут возникать мечты об отношениях с кем-то, гастрономические фантазии, мысли о своём здоровье, творческие задумки и наши «любимые мысли». Всё это кажется очень важным, хотя фактически большинство подобных мотивов старо для каждого из нас.

В этом потоке феноменов встречаются образцы нам приятные, за них мы цепляемся, другие нам неприятны, и мы стараемся от них освободиться. В таких случаях мы даже пытаемся применить уже приобретённые навыки, практики в угоду оценочным суждениям ума. Явится в сознании что-то неугодное нам и наш медитирующий ум становится подобен бейсбольной бите, отбивающей нежеланный объект. Это не имеет ничего общего с основами медитации.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Исходя из принципа осознанности, мы учимся медитировать иначе, соблюдая сбалансированность и обязательство не отождествляться с наблюдаемым.

Постарайтесь, медитируя, отмечать изменения в сфере ума, в теле и в сердце, подобно тому, как метеоролог отмечает изменения погоды «Облачно, барометр стоит высоко, температура двенадцать градусов, ветер юго-западный». А не так «Фу ты, неужели дождь пойдёт? Надеюсь, нет. Хотелось бы сегодня солнышка, как вчера. Больно уж прохладно, да и влажность просто ужасная». Вместо, подобных эмоциональных монологов мы должны просто констатировать то, что есть.

Читайте похожее:  Концентрация сознания

Принятие основ практики

Следует усвоить, что одной из важнейших черт медитации является приятие, готовность пойти навстречу. В процессе практики и бдительной работы внимания мы начинаем видеть, что ум способен адаптироваться ко всему и что нет надобности бороться против себя. Приходят мысли, возникают чувства, заявляют о себе телесные ощущения мы просто следим за ними, не судим их, не шарахаемся от них, мы наблюдаем их с чувством гостеприимства, при этом дружелюбно принимая самих себя.

Бывают моменты, когда мы не знаем, где мы, что мы, когда мы чувствуем себя, как корабль среди океана, без единой точки отсчёта. В таких случаях именно приятие самого себя или чьё-то сочувствие могут стать источником той духовной силы, которая поддержит нас в решимости продолжить путь, добавив нам энергии и интереса.

В Калькутте живёт один старый учитель, женщина, Дипа Ма. Она великий йог и воплощение любящей доброты. Она часто даёт людям благословение, когда, практикуя основы, они испытывают трудности. Обычно она подойдёт и положит руку на голову, мягко и успокоительно произнося «Шшш». Она обладает невероятной силой сердечного воздействия, и вокруг неё чувствуется сильнейшее поле доброты и любви, явственное до осязания.

Через какие бы трудные состояния вы сейчас ни проходили, с какой бы жалобой ни обратились к ней, она поддержит вас приветом и своим кратким добрым жестом, произнося при этом «Шшш, всё будет хорошо». «Вам вовсе не нужно бороться и сопротивляться и пытаться избавиться от чего-то, или ненавидеть себя за то, что в вас это сейчас происходит, говорит она. Всё это тоже нормально».

Так что же есть это «происходящее»? Что такое, в конце концов, опыт. Это нечто, видимое или звучащее, это запах или вкус того или иного оттенка, или это некая конкретная мысль или физическое ощущение. Мы каким-то противоестественным образом разделили мир на приемлемое и неприемлемое и чувствуем страх перед некоторыми опытами, а в результате становимся отчуждёнными и фрагментированными. Однако методом медитации и приятия основ мы учимся мягкому отношению к себе и чувству целостности.

Читайте похожее:  Концентрация на мысли

Мы обретаем умение вслушиваться во всё своё существо без критических суждений. Мы замечаем, что уровень успешности медитации не повышается линейным образом сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Дело происходит иначе. Мы просто вдруг обнаруживаем, что сидим в медитации в самом центре самих себя, ощущая волны тела и ума, принимая и медитируя. Как и всё, это требует внимания и практики. Мы постепенно развиваем внутри себя новый порядок равновесия, и это поразительно ново, это захватывает.

Есть такая афиша нарисованный Свами Сатчидананда стоит в набедренной повязке в йогической позе, называемой позой дерева одна нога поднята высоко вверх, а рука над головой. Он свободно балансирует на одной ноге. В этом нет ничего особенного, кроме того, что стоит он в этой позе на сёрфборде, стремительно скользя вниз по изогнутой поверхности огромной волны.

Такова и медитация. Это правда, что мы не можем остановить волны постоянного изменения, ибо они сама ткань нашей жизни. Но зато мы можем научиться «серфингу» пребывать в состоянии осознанности и держать равновесие. И тогда жизнь наша больше не будет иметь страха в своей основе, а достигнутое состояние равновесия самой упругостью своею обогатит нашу жизнь красотой и лёгкостью.

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.