Медитация представляет собой инструмент развития сознания

Что медитация представляет собой? Вот ключевой, далеко ведущий вопрос. Нет недостатка в описаниях, теориях, руководствах, текстах и идеях по этому поводу. Существуют сотни школ медитации, представляющих арсенал своих средств молитвы, рефлексию, обряды, визуализацию и тысячи других способов, направленных на успокоение и фокусирование ума.

Медитация представляет собой способ развития, направлена специфически на то, чтобы внести свет понимания в ум и сердце. Она начинается с тренировки осознанности и развития процесса исследования. С этой точки зрения, спросить «Что медитация представляет собой?» — это все равно что спросить: «Что такое ум?» или «Что есть Я?» или «Что значит быть живым, быть свободным?»

Это равносильно вопросу о фундаментальной природе жизни и смерти. На все подобные вопросы нам предстоит дать ответ посредством собственного опыта, через какое-то неожиданное открытие в самих себе. И в этом суть медитации.

Великое дело — найти ответы. Без них почти вся жизнь пройдёт как бы машинально. Этот бесконечный круг бегств и попыток буддизм называет сансарой. Редко случается, чтобы мы уделили какое-то время попытке понять эту жизнь, которая нам дарована для работы с нею.

Осознание встроенного в этот процесс жизни страдания, своего рождения в этот мир, старения в нём и умирания — приводит к постановке вопроса о том, как это осуществляется в своей основе и как можно обрести свободу.

То знание, которое открывали многие поколения людей, практикующих медитацию, содержит в себе способ получения ответов на эти трудные и замечательные вопросы. Ответы приходят путём интуитивного, молчаливого проникновения в результате развития в себе самом способности видеть ясно и непосредственно.

Концентрация как элемент медитации

Из начал осознающего себя поведения, из первых шагов на пути полной осознанности вырастает второй аспект избранного нами пути развитие устойчивости и концентрации ума. После того как мы внесли, благородство и гармонию во внешнюю сторону нашей жизни, можно приступить к установлению внутреннего порядка, чувства спокойствия и ясности.

Читайте похожее:  Психическая саморегуляция

Это область формальной медитации суть которой тренировка сердца и ума в сосредоточенности. Задача состоит в собирании рассеянных мыслей в единое состояние ума, или в приведении к единству ума и тела, фокусировании внимания на впечатлениях текущего момента.

Способность концентрировать и стабилизировать сознание — основа для всех видов медитации, представляющая собой исходную способность для совершения любого усилия, будь то искусство или спорт, компьютерное программирование или самопознание.

В медитации развитие силы концентрации осуществляется путём систематической тренировки и может происходить с использованием в качестве объекта внимания самых разных вещей, например, дыхания, визуализации, мантры или какого-нибудь определённого чувства — например, любящей доброты. Самадхи не появляется, само собой, ему нужна практика. Что здесь чудесно, так это открытие, сделанное Буддой и всеми великими йогами, а именно: сознание тренируемо.

Если мы хотим понять природу нашей жизни, мы должны в данном моменте присутствовать, быть в состоянии осознанности. Развитие самадхи подобно шлифовке оптического стекла. Если мы будем пытаться увидеть клетки организма и процессы в нём через микроскоп, линзы которого недостаточно отшлифованы, мы не получим ясной картины.

Чтобы проникнуть в природу ума и тела, надо собрать и сконцентрировать свои ресурсы и наблюдать процесс при устойчивом и молчащем уме. Это как раз то, что сделал Будда в знаменитую ночь своего просветления: он сел, сосредоточил свой ум и стал смотреть в себя.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Чтобы стать йогами, исследователями сердца и ума, мы тоже должны развивать эту способность.

Мудрость

На основе концентрации строится третий аспект тропы пробуждения: ясность видения и развитие мудрости. В нашей жизни есть многое, чего мы не видим. Мы слишком заняты, чтобы сделать усилие и увидеть, то ли просто забываем об этом уровне мира, но, главное, мы чаще всего не знаем о своей способности видеть по-новому. Что же способствует росту понимания и мудрости? Простая, казалось бы, вещь: неотступное и скрупулёзное наблюдение своего тела, сердца и ума.

Только находясь целиком внутри настоящего момента можно найти ответ на фундаментальные вопросы сердца, только отключив себя от деспотического потока времени, находясь на мирном островке данного момента, можно прийти к интимному, безмолвному знанию истины. Только интуитивная мудрость освобождает нас.

Читайте похожее:  Медитация и концентрация

Мудрость произрастает из ясного видения в каждый данный момент, из представления того, как возникает и проходит ощущение или впечатление, и из наблюдения за нашим отношением к нему. Мудрость возрастает в ответ на наше доброе и внимательное исследование функций тела и движений ума и на открытое рассмотрение отношений этого тела и этого ума к миру, который нас окружает.

Если мы поставили перед собой задачу развить способность прозрения в суть вещей, то на передний план как средство выходит именно эта идея, неотступного наблюдения и глубинного вопрошания. Мы приводим ум в состояние спокойствия, но это лишь подготовительная работа, ибо затем нам предстоит главное: наблюдать и улавливать его пути и законы.

Во время практики мы можем больше узнать о желании, увидеть его корни, понять, чревато ли это радостью или болью, уяснить себе, как это возникает и как влияет на нашу жизнь. Точно так же мы можем созерцать моменты покоя и удовлетворённости. Мы можем также начать наблюдение за тонкой игрой причин и следствий, за действием законов кармы. И среди прочего нашему постижению может открыться закон всеобщности и то, как он действует, и ответ на вопрос о том, есть ли в нашем опыте что-либо неизменное.

Развитие практики

По мере трансформации наблюдаемых вещей мы можем увидеть также эволюцию наших привязанностей и наблюдать, как в нашем теле и уме создаются напряжения и хватательные установки. Мы увидим, как закрывается наше сердце и как это может открыться. Через какое-то время мы обнаружим в себе новые уровни тишины или испытаем озарения, увидим целые картины и прорвёмся в неведомый ранее мир внутреннего опыта.

Нам доступно станет увидеть свою теневую сторону и осветить лучом осознанности свои страхи, боли и глубоко скрытые чувства, которые мы долго подавляли. Перед нами возникнут поднятые на поверхность сознания психологические шаблоны, по которым мы живём, мы вникнем в работу пружин того уровня, который называем личностью. Когда мы внесём тот же дух исследования и осознанности в свои отношения со всем окружающим нас миром, то наши наблюдения покажут нам, плюс ко всему, иллюзорность наших границ с этим миром и правильный путь соединения внутреннего и внешнего.

Читайте похожее:  Техника медитации для начинающих

За пределами этих отношений наше исследование, может привести нас к самым фундаментальным вопросам духа: о природе нашего «Я». Если изменяется всё, на что мы ни кинем взгляд, то что же в этом универсальном процессе можно выделить как это самое «Я»? Исследуя, мы поймём, какие именно концепты или какой телесный образ или самоощущение привыкли мы полагать как «Я» или «моё», поймём, что именно представляет собой сей феномен «мы», а затем и вся эта структура станет всё больше проясняться перед нашим исследовательским взором. И, вероятно, в глубокой внутренней тишине мы сможем подойти к тому, что выходит за рамки нашего ограниченного чувства «Самих себя» к тому, что безмолвно, вне времени и универсально.

Мудрость отнюдь не является неким конкретным опытом или комплексом идей или знаний, которые предстоит накопить. Она постоянно идущий процесс открытия истин, становящийся возможным, если мы живём в состоянии равновесия и полной осознанности в каждом моменте. Она вырастает из нашей искренности и полной открытости, и дарит нам целый мир — неведомый нам прежде мир свободы.

Медитация — это путь открытий, представляющий собой развитие предельно искренних чувств и свободу от пустых украшений и маленьких хитростей. Он прост, но, не лёгок. И хотя конкретные формы практика разнообразны, истинная цель её сводится к следующему: заложить в себе основу гармонических действий, собрать и сконцентрировать ум и тело и посредством собственного прямого и пристального наблюдения увидеть законы жизни.

И вот когда мы уясним себе путь практики и поймём, что медитация — это процесс пробуждения, останется сделать лишь одно: этим путём пойти.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.