Концентрация сознания

Существует три фактора просветления усилие, исследование и восторг уравновешиваются тремя стабилизирующими качествами. Первое из этих трёх стабилизирующих качеств концентрация. Концентрация известна как направленность мысли, возникающая при устойчивом фокусировании сознания на каком-нибудь объекте. Именно устойчивость придаёт сознанию чрезвычайную силу. Подобно свету, сконцентрированному лазером и способному в этом состоянии резать сталь, сконцентрированное сознание способно глубоко проникать в процессы ума и тела быть инструментом широких исследований в любых сферах.

Контроль осознанности

Одним из первых озарений, заглянувших глубоко внутрь себя людей, является признание того, что их ум лишён контроля, неуправляем, он не тренирован и беспорядочен в своей работе, он переполнен мыслями и планами, шаблонными и хаотическими реакциями, симпатиями и антипатиями. Тут происходит постоянный «артобстрел» снарядами чувственных впечатлений и такой же постоянный огонь реакций им навстречу.

Этот не прекращающийся ни на миг поток ментальных и физических событий, выглядит сплошным.

По мере того, как ум становится более сосредоточенным, мы, находя какой-то фокус и погружаясь в тишину, начинаем проникать через пласты мыслей и видеть, как мысли и эмоции возникают и уходят со сменой одного момента другим, и ничего более.

Мы также можем рассматривать кажущийся монолитом опыт телесных ощущений, звуков, зрительных впечатлений и видеть, что они, как и ментальный процесс, являются фактически процессами в постоянном изменении, производимая ими иллюзия непрерывности есть результат постоянного и стремительного потока активности. Сосредоточенное мышление способно прорезаться сквозь этот якобы сплошной процесс и увидеть внутреннюю изменчивость, зернистость в смене моментов.

Виды концентрации сознания

Есть, два вида практики, к которым обычно прибегают в медитации.

  1. Первый это концентрация мысли на одном фиксированном предмете с целью сфокусировать мышление и остановить дискурсивное мышление, в результате чего устанавливается устойчивое спокойное состояние. Есть много способов достигнуть этого фокусируются на дыхании, на мантре, на каком-нибудь чувстве (например, чувстве любящей доброты) или свете, или визуализации. Это придаёт мышлению глубокую устойчивость и сосредоточенную тишину полной направленности внимания на предмет медитации.
  2. Второй вид — это сосредоточенность на течении событий от момента к моменту. Это тоже развитие мощного и устойчивого внимания, но осуществляется оно путём концентрации сознания целиком на сменяющемся (то одном, то другом) предмете, который появляется в каждый очередной момент. Такая практика меняет свой предмет, попеременно переходя то на дыхание, то на звук, то на телесные ощущения, то на ментальные состояния по мере их возникновения, но каждому предмету, который она фиксирует и наблюдает, она придаёт качество мгновенной конкретности, глубины и стабильности.
    Именно такая моментальная концентрация сознания развивается при медитации. При развитии такой практики важен не объект сам по себе, а такое состояние, которое характеризуется стабильным однонаправленным вниманием, спокойствием, внутренней тишиной и ясным фокусом в каждом текущем моменте.
Читайте похожее:  Медитация для развития способностей

Действие практики

В случае первого вида практики, когда мы выбрали мишенью внимания только определённый объект, сосредоточившись на дыхании или визуализации или мантре, или на одном из других возможных объектов, этот единственный объект играет роль стабилизатора внимания. Но, хотя сосредоточение на одном объекте временно и проясняет ум, снимая беспокойство, она действует лишь как временный нейтрализатор препятствий.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Моментальная концентрация ориентирована на развитие устойчивости сознания в любых ситуациях, оставляя второстепенным аспект нейтрализации отвлекающих состояний сознания.

Этот вид практики фокусирует внимание на любом объекте, который оказался присутствующим в текущем моменте. Научиться достигать глубокой концентрации главная задача в овладении искусством медитации.

Конечно, придать, устойчивость сознанию дело довольно трудное, и потому тренировка требует решимости и упорства, ибо приходится то и дело, бесконечное число раз, возвращать свой отвлёкшийся взор к объекту текущего момента.

Впрочем, это и неудивительно ведь мы, в конце концов, провели десятки тысяч часов (если не всю жизнь) в том обычном, привычном состоянии, когда ум бродит где попало, не отдавая себе отчёта. Каждый раз, приступая к попытке сосредоточиться, мы будем сталкиваться с силами этой привычки, с желаниями, страхами и сопротивлениями всем тем, что обрекает наш ум на пустое вращение.

К числу сопротивлений относятся боль или напряжение в теле, состояние гнева, одиночества, уныния, тоски, желания или какое-нибудь незаконченное дело, от горечи неудовлетворённости которым защитил нас в своё время перегруженный ум. Чтобы научиться сосредотачиваться и успокаивать свой ум, нам необходимо овладеть искусством усаживаться в оптимальной позе для медитации, расслабляться, «отпускать», игнорируя укусы внутренних и внешних раздражителей, и проходить сквозь все пласты препятствий, не провоцируя дополнительного сопротивления.

Читайте похожее:  Основы медитации

Это похоже на изучение иностранного языка. Здесь приходится точно так же повторять одно и то же, снова и снова, и при этом не подвергать изучаемое сомнению, не навязывать, ему логику своего прежнего знания и не спешить. Сто раз приходится делать одно и то же, прежде чем появится навык.

Для большинства из нас та задача, перед которой мы стоим собрать свой ум в единое целое и натренировать его должным образом, требует долгого упорства и большого терпения. Однако это отнюдь не невозможно. Многие до нас уже прошли этот путь и достигли высот. Всё, что требуется, это практика, последовательность, открытие в себе интуиции правильного продвижения вперёд, чувства баланса в медитации. А затем, когда придёт ощущение успеха даже на самых начальных уровнях концентрации, это будет переживаться как великая и волнующая награда. Нам будет подарено естественное счастье и яркое чувство благополучия, стоит только пройти через барьеры сопротивлений и прикоснуться к первой, ещё не окрепшей устойчивости и уже такой отрадной ясности, которые приносит с собой концентрация. И тем более впечатляющим будет это, событие, что мы убеждаемся этот самый наш ум, который так долго был бесконтрольным бродягой, оказывается, не безнадёжен.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.