Как научиться медитировать

Медитация динамический, живой процесс, в котором постоянно рождаются новые способы видения и новые пути понимания и ценностного осмысления жизни. По мере того как новички находят ответ на вопрос «Как научиться медитировать в домашних условиях?», мы открываем процесс погружения в суть вещей и в самих себя через наблюдение, раскрытие и бытие.

Первый уровень обучения медитации

Прибытие первый уровень, он относится к тому, что происходит в самом начале после осознания и взятия на себя полного бремени трудностей начинающегося обучения практике. Начало обучения может быть очень трудным.

Разум атакуют пять основных трудностей (желание, неприятие, беспокойство, сонливость, сомнение), причём порою не по отдельности, а всем скопом.

Один из существенных аспектов этого процесса «прибытия» обучение навыкам работы с этими препятствиями и обретение навыка использовать их же для придания нашей практике большей силы и глубины. Прибытие на станцию под названием «арена текущего момента», требует хорошо отработанных средств для преодоления трудностей и начального раскрытия сердца.

Первый уровень медитации отмечен такими качествами, как смелость и самоотречение. Для научения чему-либо, действительно новому требуется отнюдь, не планирование и аналитическое мышление.

Готовность опустошить себя и затем пуститься на поиски своей истинной природы есть выражение великой и отважной любви. Нам предстоит пройти через множество борений, и потому готовность продолжать упорно учиться медитации, исследуя столь многое неведомое, открывая прежде скрытые от нас бездны, возможна лишь при самой непоколебимой любви к истине. Только такая любовь может, нам дать всё терпение, и всю отвагу для того чтобы научиться практике в домашних условиях.

Требуется также большая мера самоотречения. Овладевая новыми путями, мы должны будем отказаться от действий в согласии со старыми привычками, не идя более на поводу у наших обычных страхов и желаний.

Отказавшись от прежних шаблонов поведения и реагирования, мы должны будем, сидеть, и смотреть прямо в лицо этим силам, испытывая на себе их атаки, но приветствуя их. Подобное раскрывание себя ветрам неизвестного при вступлении на путь обучения практике может быть очень неуютным, даже невыносимым. Не исключено, что мы почувствуем себя неспособными или совершенно несклонными идти на риск потери того, что мы уже знаем (каким бы неудовлетворительным это знание ни было), во имя того, чтобы развить себя. Но зато, если мы «отпустим с миром» знакомое и уютно привычное, по-королевски откажемся от него и шагнём вперёд открыто и уверенно, то всё, что мы начнём испытывать, будет служить глубине и силе нашего понимания медитации.

Читайте похожее:  Йога-нидра базовый комплекс практики

Что поможет новичкам научиться медитировать

Главный элемент прибытия на арену текущего момента это предоставление нашему телу возможности как бы «выпасть, в осадок» в состоянии полнейшего покоя. Множество разных физических, болей явятся нам, стоит лишь посидеть неподвижно в течение некоторого времени. А это будет много раз, работа с этими трудными состояниями займёт какой-то период, проникнутой терпением практики, потребует растягивания мышц и сухожилий ног и «растягивания» способности находиться в настоящем, целиком присутствовать в текущем моменте.

По мере того как мы будем привыкать к своей медитативной позе, и по мере овладения навыком работы с физической болью, превратив её в объект осознанности, мы начнём себя чувствовать всё лучше, а интенсивность нашего внимания будет возрастать.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

На этой стадии обучения медитации, возможно, мы станем испытывать более глубокие «дхармические боли», которые приходят при нашем раскрытии и обретении в себе способности высвобождать напряжения, накопившиеся в нашем теле в плечах, челюстях, спине и прочем за всю прожитую нами жизнь.
С возрастанием осознанности эти образовавшиеся в теле узлы начинают всё больше «развязываться». Позже, на более глубоких стадиях, могут возникать ещё более сильные физические ощущения и пугающие своей силой высвобождения энергии, всплески жара, непроизвольные движения членов, ознобы, покалывания, мощные высвобождения в животе, облегчения в области горла или в окружности сердца. Глубокая физическая трансформация зачастую сопровождает интенсивную медитацию. Для некоторых раскрытие тела может быть длительным и вулканическим процессом. Но в чём мы более всего нуждаемся на начальном уровне, так это в том, чтобы научиться смягчать тело и предоставлять явным узлам и напряжениям возможность раскрываться, все это позволит нам научиться практиковать в домашних условиях полноценно.

Медитация и дыхание

Точно так же, как наше тело постепенно приходит в согласие с собою, таки дыхание приходит к своему естественному оптимуму, в процессе того как мы учимся медитировать. Мы вовсе не стараемся контролировать дыхание, мы просто дарим ему внимание в его естественной динамике. Мы скорей учимся у него, чем управляем им. Частое или редкое, глубокое или поверхностное, мы просто его ощущаем, следим за его процессом и позволяем ему изменяться, когда изменяется.

Читайте похожее:  Высшая медитация

Это предполагает полнейшее послушание ему, принятие и привыкание ко всему диапазону характеристик дыхания от энергичных движений до почти полного их исчезновения. Через некоторое время, постепенно, дыхание становится мягче и полнее. Когда это происходит, мы можем начать использовать эту лёгкость и утончённость дыхания для создания особой отрешённости от всех внешних раздражителей и посторонних мыслей («задёрнем занавески») и для тщательного фокусирования, для того чтобы новичкам научиться медитировать глубже.

Второй уровень обучения медитации

Когда мы дали телу и дыханию установиться в мире и спокойствии. Следующим аспектом «прибытия» будет успокоение ума. Что мы видим, глядя на ум в его обычном состоянии? Постоянное изменение. В традиционных писаниях нетренированный и не сконцентрированный ум назван бешеной обезьяной.

Углубляясь в себя, мы увидим, что пространство нашего сознания подобно цирку или зоопарку. Мы называем это «увидеть водопад». Это значит, что мы уже начинаем узнавать что-то о природе ума. Его непрестанные изменения подобны погоде сейчас идёт снег, днём, быть может, пойдёт дождь, а вчера сияло солнце.

Весной грязь и лужи, летом сухая жара, осенью ветры, листопад, затем и морозы. Но сезоны ума вдобавок даже не знают регулярности.

Да, наши внутренние состояния очень напоминают смену погоды, но это и неудивительно, ибо ведь мы часть природы. Цель, того чтобы научиться медитировать в домашних условиях не исчерпывается достижением какого-то особого состояния, состоит в поиске правильных отношений с теми органическими изменениями тела, сердца и ума, которые образуют собою феномен человеческого существа изнутри. Поэтому в любой сезон в природе, мы можем раскинуть палатку своей духовной практики.

Элементы обучения медитации

Итак, мы решили научиться медитации и видим упомянутый водопад, и видим все части изменчивого ландшафта, которым мы сами являемся. Но для того чтобы ум смог установить незыблемый треножник, превратиться в островок спокойствия и неподвижности посреди этого моря изменений и вникнуть в настоящий момент, он должен в самом себе выработать необходимую степень устойчивости. Иначе говоря, сосредоточенность.

Та сосредоточенность, о которой мы говорим, предполагает пристальное внимание к происходящему.

Представьте себе, сколь пристально мы стали следить за дыханием, если от него зависела наша собственная жизнь. Именно это качество внимания его предельная степень и чрезвычайная чуткость представляет собой существенный элемент практики. Мы все вполне одарены этой способностью.
Концентрация придаёт уму устойчивость. Это как пламя свечи при неподвижности окружающего воздуха. Это становление беззаветным, искренним и чистосердечным. И тогда мы можем ощутить в моменты высшей сосредоточенности единство нашего тела, духа и ума. Жить и действовать под знаком такого состояния чудесное преимущество.

Читайте похожее:  Медитации для расслабления психики

Быть сосредоточенным означает научиться отдавать себя целиком. Конечно, вначале тренировка ума подобна тренировке щенка. Мы опускаем щенка на землю и говорим «Сидеть» Но что же делает он? Он поднимается на лапы и начинает бегать вокруг нас. «Сидеть» он продолжает бегать. Двадцать раз сказали и показали, очень постепенно, но всё-таки меняется его поведение, и, наконец, до него доходит хоть и не всегда чётко, но теперь он уже выполняет команду. Через практику, мягко и постепенно, мы можем собрать себя в согласованное единство и научиться внутренним приёмам более полно быть с тем, что мы в данный момент делаем. Следует, однако, помнить, что это умение вплотную притягивать ум и сердце к объекту деятельности строится очень медленно.

На первых порах, мы можем быть обескуражены. После многих практик в медитации мы лишь 10% всего времени можем удерживать себя в состоянии осознанности, а 90% растрачиваются в привычных шаблонах мысли. О, как мы судим себя за это, а ведь если оглянуться и сравнить, то можно увидеть, что, когда мы только начинали практику, часть медитации в состоянии осознанности составляла лишь 2%. Значит, теперь мы находимся здесь, то есть в сердцевине момента и внутри его содержания, в пять раз дольше. В пять раз дольше присутствовать в том царстве, где с первозданной интимностью переживается само прикосновение к земле, малейшее движение воздуха, где пробуждённому внутреннему взору является вся сложнейшая и тончайшая гравюра наших чувств, такое продвижение очень весомо.

Наконец, развитие концентрации проходит через воспитание внутреннего спокойствия. Мы вновь и вновь дарим всё своё внимание происходящим в нас тончайшим событиям и вот уже нарастает спокойный интерес, и ум легко и непринуждённо осаждается на дно ставшего прозрачным сосуда, имя которому Настоящее.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.