Что такое медитация и как правильно медитировать

Вопрос «Что такое медитация и как правильно медитировать?» постоянно встаёт перед начинающими практику. Любой процесс несёт в себе определённый порядок. Есть ритмы природные, дня и ночи, смены сезонов и т. д. Есть свои особые ритмы в музыке, спорте, поэзии, танце. И когда мы находим присущий тому или другому процессу ритм, то возникает удивительное ощущение отсутствия усилий, чувство лёгкости, свободы и правильности.

Что такое медитация?

Одним из наиболее важных аспектов медитации является переход от уровня понятий к уровню прямого опыта. Чтобы понять это более полно, посидите спокойно несколько секунд, расслабленно держа кисть одной руки на другой. Что вы при этом переживаете? Вероятно, есть мысль: «Я чувствую, как мои руки (или пальцы) соприкасаются». Может возникнуть в уме зрительный образ рук в том положении, как они лежат на ваших коленях. Возможно, также осознание различных впечатлений, таких как давление, тепло, покалывание.

Если в медитации вы воспринимаете вполне точно и подробно те чувства, которые присутствуют в этом моменте осознания, то что происходит с мыслью о «руке» или образом «руки»? Вы можете попытаться делать это упражнение с закрытыми глазами. Пожалуйста, посвятите некоторое время исследованию этих, различных, уровней опыта и попытке их разграничения.

Когда вы шагаете, что становится содержанием вашей осознанности в каждом вашем шаге? Присутствует ли здесь образ внешней формы стопы, всей ноги? Удаётся ли вам испытывать разнообразные чувства в процессе движения? Каковы они? Что происходит с образом, когда вы сосредоточиваетесь на ощущениях? Что происходит с самими ощущениями?

Как в случаях преднамеренной медитации, так и в повседневной жизни старайтесь практиковать важное искусство разграничения двух уровней: понятийного уровня и уровня чистого опыта.

Инструкция по медитации

Важный аспект медитации состоит в исследовании или обнаружении того, что глубоко скрыто. Какие можно привести примеры этой подмены реальности идеями? Допустим, кто-то поднимет руку и спросит: «Что вы видите?» Большинство, скорее всего, ответят: «Руку». Но фактически мы видим вовсе не руку. То, что видит наш глаз, есть цвет и форма, свет и тени, но потом сюда впрыгивает ум и быстро пришпиливает этикетку концепта на воспринимаемую констелляцию впечатлений. Мы даём ей название «рука», и нам начинает казаться, что это как раз то, что мы видим, что это истинная реальность.

Или, скажем, позвонили в колокольчик. Что мы слышим? Большинство людей слышат «колокольчик»! Или в шуме за окном они слышат «машину», проходящий «грузовик» и т. п. Но ведь это вовсе не то, что мы слышим. Слышим мы определённые звуки, определённые вибрации, а затем мгновенно вмешивается ум и называет их «колокольчиком», «машиной», «грузовиком» или «человеком». Мы путаем понятия рассуждающего ума с реальностью непосредственного опыта.
«Моё колено болит». Вы сидите час — появляется боль — колено болит. Но «колено» есть лишь понятие. Не существует впечатления, называемого «коленом», или «спиной», или «мышцей». Они не есть содержание наших чувств. Чувствуем же мы втянутость, давление, жёсткость, мягкость, покалывание и т. д. Вот те чувства, которые мы испытываем «колено», «спина», «мышца» суть концепты.

Читайте похожее:  Медитация перед сном

Ритм медитации

Существует особый порядок в нашей медитации: внутренний ритм дыхания, ощущений, мыслей, эмоций, чувств, образов, звуков. Когда мы гасим своё реагирование, когда открываемся и замечаем происходящее в каждый данный момент, не цепляясь за впечатления, не отталкивая их, и не борясь с ними, тогда только мы и начинаем обнаруживать этот внутренний порядок. И когда мы этого достигаем, медитация начинает сопровождаться радостным переживанием особой лёгкости и отсутствия усилий.

Однако, для того чтобы найти правильный ритм, нужны именно большие усилия. Эти усилия направлены на построение своего внимания, на внесение ума в объем каждого момента. Вначале, сознание рассеяно, и нам приходится делать усилие, чтобы понять, что это такое и удержать и сфокусировать его.
Но по мере того как мы это делаем, от момента к моменту, Достигается тот уровень, когда начинает срабатывать триггер-эффект: вдруг что-то как будто щёлкнет и мы сразу обретаем полное равновесие.

Медитация похожа на обучение езде на велосипеде. Мы садимся, крутим педали и заваливаемся на ту или другую сторону, но вот наступает момент, когда чувство равновесия вдруг обретено, и тогда все становится просто. С медитацией точно так же. Её развитие сопровождается вначале частой потерей баланса и усилиями вернуться к нему. Каждый момент требует бдительности, всей полноты внимания ведь только при их условии может нам открыться правильный порядок событий.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

В каждый момент такой особой ясности ума независимо от объекта внимания (дыхание, звук, мысль, эмоция), т. е. в каждый момент чисто констатирующей регистрации происходящего в уме, благотворным образом отсутствуют отвлекающие реакции. Нет позыва прильнуть к чему-либо или, в неприязни, отвернуться от чего-либо, а есть только осознание того, что дано. Причём любой такой удавшийся момент осознанности каталитически помогает восстановить или установить ментальное состояние в этом внутреннем порядке и равновесии.

Как правильно медитировать

Удерживайте внимание чётко сфокусированным на впечатлениях при каждом вдохе и выдохе. Всем своим внутренним существом будьте с процессом дыхания в том месте вашего тела, где наиболее отчётливо этот процесс вами переживается: подъём и опадание живота, движение грудной клетки или движение воздуха через ноздри внутрь и наружу. Отмечайте, насколько тщательно и непрерывно вы воспринимаете их всей цепочки полных циклов вдоха или движений.

Прибегайте к мягким фиксациям ума, обозначая ими каждый элемент процесса: «вверх-вниз» и т. п. Если между звеньями цепочки возникает пауза, проникнитесь осознанием какой-либо телесной точки касания, например, между ягодицами и подушкой, коленями и полом, верхней и нижней губами рта, пристально вчувствуйтесь в специфические ощущения в этой точке.

Читайте похожее:  Что такое созерцание

Если между моментами вдоха возникнет продолжительная пауза, вы можете последовательно проникнуться осознанием нескольких ощущений прикосновения, пока не начнёт сама собой развиваться очередная фаза вдоха, при этом процесс дыхания торопить не следует. При наступлении следующей фазы вдоха всё своё внимание верните ему, замечая и отмечая по возможности каждый его штрих.

Подарите осознанность и бдение мысли каждому вдоху и выдоху, каждому, движению груди или живота либо же прохождению воздуха через ноздри (внутрь наружу) кто, что для себя выбрал. Пусть энергия осознанности будет мягкой и не сковывающей вас, это позволит вдохам и выдохам совершаться в их собственном ритме. Наблюдайте за ощущениями каждого дыхания внимательно, однако, не нацеливаясь найти в них нечто заранее сформулированное просто регистрируйте то, что преподносит вам протекающий момент.

Порой при медитации дыхание бывает ясным, а порой неотчётливым, иногда сильным, иногда очень мягким, вдох и выдох могут быть продолжительными и короткими, ровными и неровными. Станьте едины со своим дыханием, ловя каждое его откровение, даря бдение мысли всем его модификациям.

Когда на первый план выходят внешние звуки и, привлекая к себе внимание, отвлекают его от дыхания, делайте ментальную отметку: «слух» и фокусируйте внимание и осознанность на самом звуковом впечатлении, не вовлекаясь ассоциативно в движение концептуальной мысли, приводящей к источнику звука: «машина», «ветер» и т. п. Старайтесь остаться на стадии восприятия звуковых колебаний. Проверьте, сможете ли вы прочувствовать разницу между понятием звука, и прямым интуитивным переживанием его. Отметьте его факт мысленной «галочкой» и если он ушёл с первого плана вашего внимания, возвращайтесь к дыханию.

Нередко во время практики у вас будут возникать звуки на периферии сознания, то есть вы будете знать об их присутствии без того, чтобы внимание отрывалось от своего объекта. В этом случае нет надобности специально делать ментальную отметку: «слух». Просто оставайтесь в русле прежней работы с дыханием, спокойно позволяя звуку пребывать на периферии сознания.

Непрерывность внимания и ментальной фиксации происходящего усиливает осознанность и концентрацию. Поэтому не теряя мягкости умственных усилий, пытайтесь, как можно более непрерывно регистрировать элементы своих впечатлений. Если вы теряете эту осознанность, забываете вникать в процесс, если ум ваш начинает блуждать, то как только вы осознаете это блуждание, так и отметьте его: «блуждание» и снова вернитесь к дыханию.

Читайте похожее:  Медитации для расслабления психики

Иногда на передний план впечатлений вырываются и требуют вашего внимания ощущения в теле, отдайте всё внимание и всю остроту вашего сознания именно этим ощущениям. Оцените, насколько полно вам удаётся наблюдать и чувствовать качество ощущений: присутствует ли здесь жёсткость или мягкость, жар или холод, вибрация, покалывание, жжение, вытягивание, напряжение? Прочувствуйте это ощущение и отметьте как можно точнее, как оно ведёт себя в процессе вашего за ним наблюдения. Усиливается ли оно, слабеет ли, быть может, исчезает как бы растворяясь, или растёт в размерах, или стягивается в точку?

Принципы как объект практики

Выберите одну или более из пяти основных тренировочных заповедей и совершенствуйтесь в них, культивируя и укрепляя в себе состояние осознанности. Скрупулёзно работайте с одной заповедью в течение целой недели. Затем проверьте результаты и выберите другую заповедь для работы в следующую неделю. Ниже мы предлагаем некоторые образцы работы с каждой заповедью.

  • Воздержание от убийства. Благоговение перед жизнью. Проникнитесь решением целую неделю не причинять намеренного вреда мысленно, словесно или действием ни одному живому существу. Введите специальным усилием воли своей осознанности, тех имеющихся в вашем окружении живых существ (людей и животных и даже растения), которых вы склонны игнорировать, и культивируйте в себе чувство заботы и благоговения также и по отношению к ним.
  • Воздержание от кражи. Помощь материальными ценностями другим. Возьмите на себя обязательство целую неделю при каждой случайно возникшей в вашем сердце мысли о щедром поступке действовать в соответствии с нею.
  • Воздержание от ненужной, фальшивой речи. Сердечная искренность в словах. Обяжите себя не болтать впустую, не поддерживать слухов, ни дурных, ни хороших, и ничего не говорить за глаза о знакомых вам людях.
  • Воздержание от сексуальных проступков. Сознательная сексуальность. Примите решение внимательно до педантичности наблюдать целую неделю за тем, сколь часто сексуальные чувства и мысли возникают в вашем сознании. При этом каждый раз отмечайте, какие конкретно ментальные состояния вы находите с ними связанными, как любовь, напряжение, принуждение, забота, одиночество, желание общения, жадность, удовольствие, агрессивность и т. д.
  • Воздержание от наркотиков до степени их полного игнорирования. Возьмите на себя труд отказаться на неделю или на месяц от всех наркотиков, которыми вы, так или иначе, пользовались (например, от вина, марихуаны и т. д.), желательно также от сигарет и кофеина или хотя бы от одного из этих двух. Наблюдайте, за вспышками желания вернуться к ним и прислушивайтесь к тому, что происходит в сердце и уме в моменты этих вспышек.
[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Комментарии 1

  • Хорошая, дельная статья. Я диплом писал по этой теме, поэтому то, что вы пишите мне близко. Добавлю в закладки)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.