Бандхи в йоге

Бандхи в йоге представляют собой способы перенаправления жизненной силы. Изначально практика йоги предназначалась для достижения сверхъестественных результатов. Вместо того чтобы, успокоить поток жизненной силы, она усиливает его. Вместо охлаждения тела, она приносит тепло. Изменяет привычные пути течения жизни в теле, ограничивая одни пути и заставляя её искать новые маршруты, развивая и питая даже самые удалённые части тела.

Побочным результатом практики йоги для достижения сверхъестественных результатов, всегда является существенное улучшение общего состояния организма и здоровья, восстановление молодости и лёгкости в теле.

Одним из парадоксальных способов изменения путей течения жизненной силы являются бандхи (bandhas) или замки. Понять принцип их действия возможно только в контексте понимая общей энергетической природы человеческого тела. Узнать какое влияние оказывает перекрытие горла (Джаландхара-бандха), глубокий выдох и втягивание живота (Уддияна-бандха), сжатие сфинктера (Мула-бандха), возможно только с помощью теорий, представленных в Хатха, Тантра и Кундалини-йоги. Ознакомление с этими направлениями позволит выйти за пределы общеукрепляющего действия практики и приблизиться к трансцендентальным целям.

Энергия и пути её течения

Пути течения жизни в теле человека подобны узорам калейдоскопа, постоянно меняются представляя из себя сложную картину взаимодействий на множестве уровней. Каждый вид энергии представляет из себя конфигурацию из пяти первичных элементов, называемых пять элементов Праны (Prana).

Среди них два являются наиболее важными, это прана (название первичного элемента совпадает с названием силы — Прана) и апана (a-PAH-na), элементы которые отвечают за получение и ликвидацию силы. Получение Праны представляет собой процесс подъёма жизни в теле человека снизу вверх. Этот процесс непосредственно связан с грудной клеткой и горлом, там он регулирует потребление воздуха, воды и пищи. Апана это противоположный процесс движения сверху вниз, он связан с нижней частью живота и таза. Она регулирует такие функции организма, как мочеиспускание, дефекация и менструация.

Третьим элементом Праны является Самана (sa-MAH-na) сосредоточенная в области пупка и солнечного сплетения. Область пупка связана с пищеварением и генерацией внутреннего тепла. В теории Кундалини пламя в этой области символизируется горящим треугольником остриём, направленным вверх, основание которого расположено в районе верхнего таза и вершиной в нижней части груди, с этой точки она излучается на остальные части тела по специальным каналам, называемым Нади (Nadi).

Другими элементами Праны являются Вьяна (Vyana) и Удана (Udana), они участвуют в распределении силы в организме и в некоторых социальных функциях, таких как речь.

Представленные элементы Праны представляют собой лишь один уровень системы человеческого тела. Но чтобы понять роль йогических бандх необходимо рассмотреть два других уровня. Среди них важную роль играют изменения в путях энергии, которые повсеместно происходят день за днём.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Колеблющиеся энергии

Часто утверждают, что Прана подобна птице, с противоположных сторон привязанной на двух крепких тросах. Она пытается найти свободу, летя то в одном направлении, то в другом, но не может вырваться. Аналогично Прана ограничена двумя внутренними режимами работы тела, но в случае с Праной они могут быть объединены и Прана получит свободу.

Одним из видов силы, ограничивающих Прану, является солнце, оно обозначается слогом Ха (Ha) и такими словами, как мужская, рациональная, активная, тёплая. Эта солнечная энергия течёт в одном из каналов Нади называемом Пингала (Pingala), который заканчивается в правой ноздре. Вторым видом является лунная энергия, луна обозначается слогом Тха (Tha) и такими словами, как женская, интуитивная, восприимчивая и охлаждающая. Она течёт по каналу, называемому Ида (Ida), который заканчивается в левой ноздре.

Тонкие колебания формируют повседневное состояние тела, глубоко влияя на физическое и психическое состояние человека. Когда два мантрических слога, символизирующих эти силы соединяются вместе, они образуют слово Хатха, обозначающую систему йоги, предназначенную для регулирования и преобразования их.
Практикующие Кундалини-йогу считают, что когда эти парные силы действуют интегрировано, начинает развиваться трансцендентальная сущность человека. В это время Прана, обозначающая сознание, течёт вверх в одном центральном канале, расположенном вдоль позвоночника и называемом Сушумна (Sushumna). Эта концепция двух разнородных, дополняющих друг друга сил, сливающихся в центральном канале, широко представлена в традиционной культуре Индии и символизируется слиянием дня и ночи на рассвете или в сумерках, так же как когда логика совмещается с интуицией, благодаря бандхам, возникает мудрость.

Северный и южный полюсы

Второй составляющей энергетической системы организма является природная полярность спинной оси. Бандхи позволяют контролировать полярность организма. Верхняя часть позвоночника представляет положительный северный полюс, в то время как нижняя часть представляет отрицательный южный полюс. Такие понятия, как северный и южный являются условными и дают общее представление о направлениях движения фактически же значение этих полюсов обуславливает способность человека к самосознанию.

Например, когда наши мысли и действия являются инстинктивными и осуществляются с небольшой степенью осознания, то движение силы направлено на нижний южный полюс позвоночника.

Там доминируют страхи, неудовлетворённые желания, они контролируют поведение человека и обуславливают его окружение. Но по мере роста самосознания, направление движения меняется, страх превращается в бесстрашие, вожделения в желание дать другим, желание доминировать уступает место коммуникации с другими и гармонии с окружающей средой. Поэтому многие учителя йоги утверждают, что повышение самосознания, при помощи бандх привлекает силу из нижнего полюса и возвышает её.

Три внутренних замка йоги

Для того чтобы навести порядок в сложной системе внутренней энергии и подготовить тело для развития самосознания, используются различные внутренние замки или бандхи, которые были описаны тантрическими учителями, а позже адаптированы для Хатха-йоги. Три из них являются основными это замок горла (Джаландхара-бандха), замок живота (Уддияна-бандха) и корневой замок (Мула-бандха), эти бандхи могут быть довольно легко освоены новичками, а затем практиковаться в течение длительного периода практики.

Назначение Уддияна-бандхи и Мула-бандхи в том чтобы перекрыть верхний и нижний полюсы позвоночника. Согласно источникам, замок горла временно перекрывает поток Праны вверх и ограничивает потоки через Ида и Пингала. Корневой замок блокирует движение Апаны вниз и возвращает её обратно в область пупка. Когда разно направленные потоки блокируются таким образом, они вынуждены сближаться друг с другом в области пупка, подобно двум палкам они трутся друг с другом и происходит выделение тепла. Замок живота ещё больше сближает эти потоки, увеличивая количество выделяемого тепла.

По мере практики возрастает концентрация энергии в области пупка, что приводи к поразительным явлениям, у очень развитых практиков тепло, созданное замками, пробуждает энергию и направляет её к верхнему полюсу от страха и инстинктов к просвещению и самосознанию, что и представляет собой цель йоги.

Польза бандх

Выполнение трёх замков может дать потрясающие результаты, но не стоит думать что простое движение мышц может чудесным образом изменить глубинные стереотипы мышления и самосознания. Бандхи должны быть соединены с принятием философии йоги, контролем своих мыслей и направлением их на улучшение и развитие энергетической системы в вашем теле. Первоначальная цель состоит в осознании и контроле за движением энергии, достижение которой принесёт множество положительных моментов, таких как:

  • улучшение пищеварения и устранение необходимости дополнительной стимуляции организма;
  • очищение энергетических каналов;
  • улучшение тонуса внутренних органов;
  • улучшение общего функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • повышение концентрации;
  • подготовка ума для медитации;
  • облегчение депрессий иных расстройств психики.

Существуют и противопоказания к выполнению бандх в йоге, к ним относятся:

  • период менструации;
  • наличие грыжи;
  • язва желудка или кишечника;
  • глаукома;
  • болезни сердца;
  • иные травмы или заболевания области живота.
Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.