Законы кармы

Существует уровень понимания, на котором законы кармы, не имеют прямого отношения к созданию определённых условий для будущего счастья, как-то перспектива нового рождения в более высоком царстве или более благоприятных обстоятельств жизни на земле.

Согласно представлению о законах кармы, в природе вещей отсутствует такой реальный феномен, как «Я» или «Самость», т. е. то явление, на которое ссылается или которому себя адресует наш калейдоскопический опыт текущих событий. Мы представляем собой лишь развивающийся процесс, в котором всё элементы как физические, так и ментальные, пребывают в постоянном изменении. То, что мы называем существом, «собой», есть не более чем собранные пять способностей или на санскрите скандх.

Всеобщность законов кармы

Один важный буддийский текст под заглавием «Вопросы короля Милинды» повествует о диалоге между королём Милиндой, греком, управлявшим одной из азиатских провинций империи Александра Великого, и прославленным монахом Нагасеной. В частности, король спросил Нагасену об учении анатты, сказав, при этом, что здравый смысл вроде бы с несомненностью говорит о реальности существования центральной фигуры в потоке всего происходящего, то есть об этом самом «Я». На эти слова Нагасена указывает королю на его колесницу и спрашивает «О сир, что есть колесница? В чём заключена суть её? Быть может, в этой оси колесницы? Или в колёсах? А может быть, в спицах?»

При указывании на каждую из перечисляемых частей король отвечает «О, нет, конечно, это не колесница» «Что же тогда есть колесница?» И, отвечая на собственный вопрос, Нагасена говорит что «колесница» есть понятие, обозначающее сложение воедино всех частей в определённом их отношении.

За пределами этого целого отношения составляющих элементов никакой колесницы не существует. И точно так же то, что мы называем «Я» и «собой», есть лишь понятие, приложенное к взаимной игре пяти совокупностей формы, чувства, восприятия, ментальных образований и сознания, которые на самом деле возникают, уходят и появляются вновь каждый раз.

Сама природа их воплощена в непрерывном изменений, растворении, новом возникновении.

Поглядим сегодня в зеркало совокупности кажутся более или менее такими же, какими они были вчера. Они, несомненно, являются под теми же названиями под тем же именем. У нас впечатление, что есть нечто неизменное, долговечное, и даже когда, мы всё-таки замечаем изменения, мы о них думаем как о чём-то, что происходит на ком-то постоянном, кто остаётся, ускользая от времени и потока процессов.

Но если мы посмотрим более пристально, а именно для этого и служит практика медитации, то увидим, что осознание, или знание самого себя, есть лишь процесс изменения и что всё наречённое нами звуками «Я» и «сам» есть лишь постоянно изменяющийся процесс или процесс постоянного изменения этих пяти «агрегатов», за которыми лишь ложным отблеском сквозит, но не стоит ничего субстанциального длительного.

Свойства кармы в нашем мире

  • Первая скандха есть совокупность формы и представлена материальными элементами, которые мы переживаем как физические ощущения, это твёрдость, мягкость, тепло, вибрация, тяжесть, лёгкость и т. д.
  • Вторая скандха это совокупность чувств в аспекте нашей оценки их качества приятного, неприятного и нейтрального, свойственный опыту каждого события.
  • Третья скандха восприятие, или то качество ума, которое заключается в различении и узнавании разных объектов. Например, благодаря восприятию мы узнаём звук машины или собачий лай. Одной из функций этой скандхи является память.
  • Четвёртая скандха ментальные образования, включающие в себя волю — волевой компонент поведения и все другие ментальные факторы, кроме чувства и восприятия, которые уже нами выделены благодаря их особо важной роли в создании нашей обусловленности (зависимости от причинно-следственных цепей). Перечислим некоторые ментальные факторы четвёртой скандхи: осознанность, концентрация, алчность, отвращение (неприятие), любовь, сострадание, мудрость, заблуждение.
  • Наконец, пятая скандха это сознание, это знание объекта, с которым вошло в соприкосновение одно из наших ощущений. Закончив этот краткий обзор, мы можем сказать, что кажущееся фундаментальным и неоспоримым явление, которое мы называем «Мы» или «Я», или «личность», есть лишь взаимодействие этих пяти скандх («агрегатов», совокупностей). Такие слова, как я, мне, мой, ты, женщина, мужчина, суть всего-навсего условные и удобные выражения, употребляемые для обозначения тех или иных узоров изменяющихся совокупностей (скандх).
Читайте похожее:  Коан и мондо

Например, когда мы слышим звук, возникающее знание о нём есть сознание. Ухо, которое есть основа для слуха, есть форма. Неприятное или приятное качество звука есть скандха чувства. Узнавание в звуке сигнала машины есть восприятие. Неприятие (отвращение) или привязанность и очарованность, которые могут возникнуть в уме, суть скандха ментальных образований.

Обусловленность законов развития

Развёртывающийся процесс мерцающих элементов отнюдь не происходит как попало, он не хаотичен. Он происходит упорядоченным образом, с определённой последовательностью и согласно определённым законам. Законы, управляющие динамикой отношений элементов ума и материи, анализируются в том своде текстов, который называется абхидхармой, или буддийской системой психологии.

Согласно абхидхарме, существует базовая единица опыта, называемая мыслительным процессом. Понятие мысли в нашем случае не совпадает с понятием мысли или цепочкой произносимых в уме слов, мысль, в нашем контексте, относится к одному чётко различаемых ментальных единиц. Когда мы, например, слышим звук, базовая единица слухового переживания есть мыслительный, процесс, состоящий из этих ментальных событий, каждый из которых имеет один и тот же объект (в нашем случае звук). Наше переживание опытов зрения, слуха, обоняния, вкушения, осязания и мышления развёртывается так за семнадцатью ментальными единицами одного мыслительного процесса идут семнадцать ментальных единиц другого.

Некоторые ментальные события каждого мыслительного процесса называются результирующими событиями, т. е. они суть кармические результаты прошлых поступков. Мы переживаем эти результаты как относящийся к чувствам приятного, неприятного или нейтрального. Например, если мы слышим неприятный звук, то неприятность этого «результирующего события» является кармическим продуктом какого-то прошлого решения.

Другие из семнадцати духовных состояний называются активными моментами, и они продуцируют новые семена, зависящие оттого, как мы реагируем на объект опыта. Когда мы слышим неприятный звук, неприятность находится вне нашего контроля, поскольку она просто есть продукт прошлых поступков.

Но все другие события внутри этого мыслительного момента, т. е. все активные моменты, выступят в качестве определителя будущих результатов в зависимости от нашей реакции на возникшее неприятное чувство. Если в этом процессе возникают моменты отвращения и осуждения в адрес этой неприятности, то генерируемая ими карма усилит эту неприятность в будущем. Но если наша реакция в соответствующие активные моменты несёт в себе осознанность, открытость и проникновение, то мы порождаем новую, правильную, позитивную карму, которая в будущем будет продуцировать счастье.

Читайте похожее:  С чего начать духовные практики

Результаты действия законов судьбы

Развивающиеся в данную, минуту чувства приятного, неприятного, нейтрального это результат прошлой кармы. Реакции на чувства текущего момента создают новые результаты законов кармы, обусловливающие наше будущее, которое будет переживаться нами как наши новые чувства.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Всё идёт по кругу будучи результатом кармы прошлых поступков, чувства возникают в настоящем, как ответ на эти чувства, являются реакции, а как следствие этих текущих реакций, которые создают новую карму, возникнут новые чувства в будущем, эти последние породят новые, реакции, и так далее по кругу. Этот цикл представляет собой, колесо сансары, видимое на уровне духовного понимания.

Учение випассаны подчёркивает два аспекта осознанность того, что происходит в каждый момент, и то, как мы относимся к этому происходящему, ибо именно наше отношение к опыту есть тот источник, из которого берёт, начало новая карма. Перед, нами встаёт колоссальной важности, вопрос о нашем отношении к опыту момента относимся ли мы к нему таким, образом, что это просто поддерживает бесконечное кружение колеса сансары, где наш каждый шаг обусловлен жёсткой, зависимостью от привычных шаблонов реакции? Или же мы используем, опыт каждого момента таким образом, что это становится средством, разорвать цепь реагирующего ума и обрести, свободу?

Освобождение от цепи перерождений

Ключом, к нашему освобождению из пут этой причинно-следственной связи является осознанность. Осознанность означает состояние открытости и приятия всего, что возникает, без привязанности к приятному, отвращения от неприятного, и без забвения или игнорирования нейтрального.

Если нам удаётся переживать текущие чувства, являющиеся результатом прошлых действий, в том состоянии ума, которое исключает осуждение, и обман, в этот момент создаём условия для просветления и свободы. Даже полностью просветлённый человек испытывает результаты прошлых правильных и неправильных действий.

До нас дошёл, рассказ ещё времён Будды об одном человеке по имени Анпулимала убившем девятьсот девяносто девять человек. Имя, его, означает, «гирлянда из пальцев», он собирал, пальцы своих жертв и носил, их на шнурке вокруг шеи. Одним из действий, приводящих к жёсткой реакции законов кармы, является убийство матери или отца. Анпулимала как раз собирался сделать свою мать тысячной жертвой. Будда, пользуясь мощью своего всевидящего, ума, увидел, его, бегущего за своей матерью, и возник перед ним, чтобы, предотвратить убийство. Будда шёл медленно, углубившись в себя, и Анпулимала пустился бежать за ним. Он бежал изо всех сил, но не мог поравняться с Буддой. Тогда Анпулимала закричал «Стой, стой, остановись почему это я не могу догнать тебя?

Будда отвечал «Анпулимала, я остановился. Это ты не остановился».

И тогда остановился Анпулимала, действительно остановился, поражённый бесстрашием и сострадательностью Будды.

Вскоре после этого его посвятили в монахи, и он в конечном счёте достиг полного просветления. Как результат своих страшных преступлений он, однако, всё ещё имел очень много негативного воздействия, и каждый раз, когда он проходил какой-нибудь город или деревню, он подвергался избиению и закидыванию камнями. Таким путём он испивал чашу, наполненную прежними деяниями, но ум его освободился и был выше гневливых реакций, так что новая карма больше не создавалась. Он понимал, что его мученический опыт был необходим как искупление в согласии с природой.

Читайте похожее:  Жизнь Будды

Исключительно всё — от низших царств ада до высшего царства Брахмы, есть проявление сознания. Через понимание законов, управляющих развитием нашей жизни, нам является колоссальное могущество в выборе своей судьбы. В этом процессе, вызывающем благоговение, мы перестаём чувствовать себя беспомощными. Мы можем идти тропой, ведущей к мудрости и счастью цепь сансары причин и следствий можно порвать через понимание природы на уровне ментальных моментов, в которые мы всматриваемся.

Силой полной осознанности, не прилепляясь к чему-то рабски, отказавшись от осуждений и поднявшись над идентификацией (отождествлением) с возникающими впечатлениями, мы разрываем прижимающую нас к земле цепь непрерывных причин и открываем себя великой возможности истинной свободы.

Трактовки всеобщего закона

Говорят, что на самом пороге своей просветлённости Будда, в великой мощи своего ума, увидел рождения и смерть у бесчисленных существ, бредущих по циклам своего существования в соответствии со своей кармой. Великим было и его сострадание, пробужденное видом всех этих существ, так желающих счастья, так стремящихся к нему, но вовлечённых как раз в те поступки и действия, которые ведут к страданию.

Если мы не понимаем закона в процессе его функционирования, если у нас ложное представление о природе вещей, мы будем постоянно порождать условия всё больших страданий как для себя, так и для других, даже если мы действительно хотим мира, покоя и к ним стремимся.

Ещё и в наше время живут люди, развившие силу своего ума настолько, что видят кармические дали прошлых и будущих, перерождений. Однако нет необходимости иметь кармическую зоркость, позволяющую обозревать свои прошлые жизни, чтобы понять принципы кармического закона. Достаточно обозреть с пристальным вниманием эту свою одну жизнь, чтобы стало вполне ясно, каким образом наши действия обусловливают вполне конкретные, результаты.

Существует трактовка закона о верном и неверном взгляде на отношение между действиями и их последствиями. Верный взгляд состоит в понимании того, что наши действия неизбежно приводят к результатам и в настоящем, и в будущем, неверный же взгляд отрицает причинно-следственную связь.

В нашей культуре сильна тенденция стремиться к непосредственному удовлетворению желаний, и это укрепляет представление людей о том, что делаемое ими не имеет далеко идущих последствий («либо они реализуются уже сейчас, либо, если их не случилось, то на этом и порвалась цепочка»).

Здесь нет мысли о том, что все наши действия превратятся впоследствии в бумеранги хорошие или плохие. Но стоит нам отступить и охватить взглядом более широкую панораму, как сразу же станет очевидно, мы наследники собственных мотиваций и деяний, и жизнь наша, во всех её поворотах, течёт отнюдь не случайным образом. Она наш собственный рисунок, и карандаш в нашей руке. Важно видеть свои мотивы и волевые акты и отдавать себе в них отчёт, понимая, при этом какие результаты они обусловливают.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.