Высшее Я

Применяя принципы добродетели к «Я», ученик найдёт, что парадокс «Я» и «Не Я» можно решить только, с точки зрения чего-то объединяющего третьего. Это положение, несомненно, применимо к разрешению конфликтов, которые, мучают психологически неблагополучных людей.

Отношение к собственной личности

Знаменитый психолог Юнг, обсуждая конфликт между сознательным и несознательным, говорил: «Я всегда работал с темпераментным убеждением, что в конечном счёте не существует неразрешимых проблем, и опыт до сих пор подтверждал это в том отношении, что я часто видел индивидуумов, от которых проблемы, терзавшие других людей, с возрастом просто отпадали. Это «отпадение» проблем, как оказалось, в результате последующего опыта, было обусловлено поднятием уровня сознания. На горизонте личности появлялся какой-то более высокий или более широкий интерес, и благодаря этому расширению точки зрения неразрешимая проблема теряла свою остроту. Она не была решена логически, в её собственных терминах, и потускнела на фоне новой, более сильной жизненной тенденции. Она не была подавлена или сделана бессознательно, а лишь явилась в другом свете и вследствие этого сама стала другой».

То же самое применимо к войне в сознательном уме между разобщёнными аспектами «Я», причём здесь «более высоким и более широким интересом» является безличная точка зрения. Верно, что мы не в состояний сразу стать совершенно безличными, но мы можем подняться так высоко по спирали, что достигнем точки, на которой будем стоять достаточно высоко над конфликтом и объединим его противоречивые стороны.

Осознание себя

Чтобы достичь высшей точки зрения, осознайте, что истинное «Я», т. е. самое истинное «Я», которым вы можете стать, не является действующим лицом в мире действия. Секретом этой позиции является даосская доктрина «ву вэй», «обременение событиями жизни», при которой родственные силы притяжения и отвращения удерживаются в равновесии.

Научитесь ещё больше абстрагировать функционирование низших носителей, помните, что человек не способен контролировать что-либо, что он ещё рассматривает как часть самого себя. Отделите сознание от нежелательных элементов ума, одновременно сохраняя ощущение единства и целостности «Я».
Однако имейте ввиду, что этот процесс должен быть процессом диссоциации, а не подавления. Ученики иногда думают, что они смогут ускорить достижение спокойствия, полностью подавляя умственную деятельность. Это ошибка, так как ,даже если подавить умственную деятельность, ум все же будет продолжать функционировать, потому что в нём ещё будут оставаться семена привычки.

Читайте похожее:  Спокойствие души

Действие и бездействие

Секрет действия и бездействия, состоит в искусном уравновешивании положительного и отрицательного, чрезмерного расходования силы, которое ускоряет деятельность и следующую за ней карму, и недостаточного напряжения сил, которое задерживает человека на берегу реки, в то время как поток жизни течёт мимо.

С одной стороны, мы воины, стремящиеся к избавлению от рабства иллюзии, с другой стороны, мы подготавливаем себя в качестве проводников или каналов, через которые сможет беспрепятственно течь вода жизни. Центральная точка между этими позициями может быть достигнута только путём устранения эгоцентрической точки зрения, так как именно последняя характерна для тех, кто «стоит в собственной тени и удивляется, почему темно».

Итак, что касается чрезвычайно важной проблемы «Я», вы видите, что парадоксы, в которых прячется истина, открывают свой секрет только на более высокой точке зрения, объединяющей противоположности. Если эта безличная позиция достигнута, человек может научиться воспринимать как бесстрастный зритель игру природных сил, которые мы наивно воображаем продуктами нашей воли.

Три гуны

Чтобы достичь высшей точки зрения объединяющей пары противоположностей, добиться состояния правильной деятельности, в которой действующий не заботится о плодах своих действий, ученику рекомендуется изучить три качества материи, называемой в индийской философии гунами, взаимодействие которых образует сложный узор отраженной Вселенной.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Эти характеристики тамас, раджас и саттва переводятся по-разному, так как их можно рассматривать с разных сторон.

  • Тамас, самый низкий член троицы, можно перевести как инерцию;
  • Раджас является силой, активностью, движением;
  • Саттва качеством равновесия или гармонии, объединяющим два предыдущих.

Другие способы понимания этой троицы иллюзия, деятельность и озарение или невежество, желание и истина. Далее, можно рассматривать тамас как состояние, в котором человек не способен различать пары противоположностей, раджас как стадию, на которой он чрезмерно различает и разделяет их, а саттву как синтез разделённых пар.

Читайте похожее:  Законы кармы

В свете доктрины высшего понимания можно рассматривать раджас и тамас соответственно как положительное и отрицательное качество природы, а саттву как высшее третье, но, как бы их ни рассматривать, эти три принципа смыкаются и образуют треугольник, так как каждый из них причастен к качествам двух других принципов, и между ними пролегают все возможные фазы деятельности.

Сам ум не является исключением, из правила, а поскольку гуны в действительности являются носителями формы, то их постоянное взаимодействие стремится приковать сознание к его низшим проявлениям, какие бы единицы сознания ни рассматривались. Каждая из этих сил накладывает на человека оковы согласно своей природе:

  • Тамас посредством безразличия и лени;
  • Раджас посредством кармы, которая произрастает из действия, инициированного желанием;
  • Саттва путём привязывания ума к наслаждению, доставляемому самими свойствами саттвы.

Отсюда следует, что, только когда мы научимся отвязывать наше сознание от его низших носителей, т. е. когда поймём, что оно, вообще, не является нашим сознанием, мы сможем достичь безличной, бесстрастной точки зрения высшего пути. Однако по мере успешного продвижения по этому пути начинается нормальное развитие сиддх, тех сверхъестественных способностей, которые неразумные люди стремятся развить для удовлетворения своих личных желаний.

Ведь сам ум принадлежит к миру форм и является продуктом гун поэтому контроль над умом открывает путь к контролю над другими проявлениями гун, включая те силы природы, посредством которых действуют сиддхи. Отсюда проистекают таинственные способности телепатии, ясновидения, левитапии и т. п., секрет которых лежит в фундаментальном тождестве силы и материи.

Фунции гун

Рассмотрение относительной функции трёх гун в определённых сферах деятельности показывает, что саттва есть уравновешивание третьего качества, объединяющее крайности. Мудрость, которая воспринимает во всей природе один-единственный принцип, имеет саттвическое качество. Знание, которое воспринимает различные и многообразные принципы как присущие миру, относится к раджасу, но то знание, которое привязано только к одному объекту, как если бы он был одним целым, имеет природу тамаса».

Читайте похожее:  Карма это закон природы

Действие, которое выполняется без привязанности к результатам, свободное от гордости и эгоистичности, имеет саттвическое качество. Раджасическое действие то, которое выполняется с оглядкой на последствия, или с большим напряжением сил или с эгоизмом. А действие, которое вследствие ослепления совершается без учёта последствий или без приложения надлежащей силы, игнорируя тот вред, который оно может причинить, имеет тёмное качество тамаса.
Однако личность так сильно порабощена этими качествами, что положение, при котором правит саттва, достичь нелегко, а уровень сознания, на котором даже саттва видится как качество материи, ещё более труден. Тем не менее с высот безличности ученик может наблюдать, безмятежно, непривязанно и все же сочувственно, игру качества в собственной личности и в окружающем мире.

Здесь находится поле битвы, на котором противоположности ведут войну, поистине мудр тот, кто научился совершать все действия так безлично и с таким безразличием к вознаграждению, что его сознание никогда не вовлекается в конфликт двойственности, но остаётся во всякое время в состоянии невозмутимости.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Комментарии 1

  • Существование Высшего Я где-то глубоко в сознании, очень спорное утверждение, многие про него рассуждают, но доказательств пока нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.