Спокойствие души

Последний из стабилизирующих факторов и последний фактор просветления это спокойствие в душе. Образом, призванным иллюстрировать качество спокойствия, служит гора. Её опаляет солнце, поливают дожди, заносят снега, в неё ударяют молнии, но она стоит как ни в чём не бывало. Как же гора достигает этого? Она просто остаётся бестрепетной.

Разум и спокойствие в душе

Спокойствие в душе это способность ума испытывать изменения в царстве форм, царстве чувств, царстве ментальности и тем не менее оставаться сосредоточенным и неколебимым.

Спокойствие развивается по мере нашего овладения искусством держать своё сердце открытым вопреки изменяющимся обстоятельствам нашей жизни и нашей практики.

В процессе накопления нами мудрости наше сердце также становится зрелым, уходя от эксцессов избыточных сил молодости с её тривиально обусловленным диктатом страхов и желаний и обретая то, что мы называем величием души, или сердцем великой души.

Приобретение нашей душой этого качества происходит в процессе практики. Снова и снова мы оказываемся перед вызовом вернуться в текущий момент, как бы это ни было больно, неприятно или тоскливо, и ввести этот момент в свою душу, приветствовать его, находясь в полном равновесии своих сил и чувств.

Мы часто оказываемся выбитыми из этого равновесия. Однако уже следующий момент может оказаться моментом спокойствия в душе.

Наше спокойствие в наших руках

В силах ли мы, однако, принять именно текущий момент, в состоянии полного равновесия? В фазах своей высшей развитости, спокойствие в нашей душе сообщает нам чувство неколебимой устойчивости, гарантию неуязвимости перед любым опытом (переживанием). В другой традиции это называется «шаманическим равновесием», оно позволяет шаману путешествовать по экстремальным царствам боли и смерти без боязни перед своей слабостью (которая оказалась бы сокрушительной).

Читайте похожее:  Карма это закон природы

Мы обнаруживаем, что глубокая невозмутимость возникает при необходимом условии отхода от отождествления с процессами своего тела и ума. Начиная понимать, сколь временный и недоступен для фиксации любой аспект жизни, мы знакомимся с чувством глубочайшей готовности «отпускать» свою привязанность к различным аспектам своей самости (своего «Я»). И наши идеи, и наши верования, наши образы и представления, чувства, страхи, даже наше тело суть временные, преходящие условия. Они не наши они не имеют в себе ничего «притяжательного», как-то я, мне, моё. Прочувствовать эту истину в практике подарит нам глубокую невозмутимость и освобождение.

Значение спокойствия в душе

Люди часто делают ошибку, полагая, будто духовная практика сообщает человеку практическую бесполезность или пассивное отношение к жизни.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

В действительности же такие качества, как спокойствие в человеческой душе, обладают колоссальным могуществом.

Они суть внутренние силы души, питающие нашу значительность, силы, которые позволяют таким людям, как Махатма Ганди или Мать Тереза, могущественно влиять на ход почти неотвратимых событий.

Традиция обогатила историю случаем, ярко иллюстрирующим проявление подобных сил. Во время Гражданской войны какой-то генерал шёл со своей армией, занимая одну провинцию за другой. Он нигде не встречал сопротивления, но свирепость его была так велика, что вопреки всякому смыслу он всюду оставлял кровавый след массовых убийств. Жители одного города, узнав, что он идёт в их направлении и услышав о его зверствах, покинули свои дома и бежали в горы. Генерал вошёл в опустевший город со своими войсками и послал людей обыскать его. Через какое-то время несколько вернувшихся солдат доложили, что в городе остался только один человек, монах буддист. Генерал крупным шагом направился к храму, вошёл в него и, подойдя к мирно сидящему монаху, обнажил саблю. «Знаешь ли ты, кто я? грозно спросил он. Я тот, кто может разрубить тебя пополам не моргнув глазом» Монах спокойно выдержал взгляд генерала и невозмутимо ответил «А я, господин хороший, тот, кто не моргнёт глазом, разрубаемый пополам». Генерал выпучил глаза и поперхнулся. Затем он резко поклонился и вышел вон, не попадая саблей в ножны. Его хватило лишь на то, чтобы хоть как-то сохранить своё лицо в этой комичной роли обладателя сабли, которая вдруг стала картонной.

Читайте похожее:  С чего начать духовные практики

Душа и ум

Спокойствие в вашей душе есть такое качество ума и сердца, которое в своём развитом состоянии позволяет человеку встретить и выдержать любое испытание, проявляя, с одной стороны, силу, а с другой текучесть и гибкость, снимающие опасность быть пойманным в когти обстоятельств. Одной из больших радостей нашей практики является обнаружение в себе этого могущества.

Будда характеризует семь факторов просветления и как продукт практики, и как те ментальные состояния, из которых это просветление, вырастает. Через годы практикуемой медитации, в повседневной жизни мы начнём переживать эти качества, испытывая их в своих душе и уме, и мы почувствуем в себе их силу.

В те моменты медитации, когда страхи и планы дискурсивного и провоцируемого на эмоциональные реакции ума станут уходить, мы увидим, что эти качества являются нашим естественным состоянием и что они лежат глубже волнующейся поверхности ума, глубже его страстей и общей картины путаницы.

Реализовать эти факторы просветления, значит, пробудиться к чуду наших полных внутренних возможностей. Но мы не сможем прийти к ним, если будем форсировать этот феномен или жадно хватать его ростки, точно так же, как не смогли бы заставить цветок расти быстрей или вырасти выше, вытягивая его вверх руками. Они суть факторы ума и души и как все другие явления, подчиняются определённым обстоятельствам.

Путь нашей практики предполагает как бы искусство садовода мы должны поливать и пропалывать свои цветы, т. е. с искренним чувством питать и поддерживать эти качества, даря мудрое внимание всем уголкам нашей жизни. Нам необходимо обладать терпением, ориентированным на очень долгие усилия. Для большинства из нас этот процесс подобен росту векового дерева и представляет собой долгое и медленное раскрытие, приводящее в конечном счёте к цветущей грандиозной кроне спокойствия в вашей душе.

Читайте похожее:  Законы кармы

Несравненная радость красоты наблюдать, как эти качества проявляются, причём в каждом из нас уникальным, индивидуальным образом. Мы все будем разными, но всякий, кто познает спокойствие, откроет для себя свободу и радость, одинаковые для всех. К этому нас приводит любой путь практики, который развивает душу. И не нужно смущаться различием внешних форм разных духовных традиций, сопоставляя между собой мантии дзэна, Индийские церемонии, индуистские мантры и суфийский танец.

Всё очень просто ибо, если измерять это явление по внутренней сущности, то любая практика, которая ведёт к освобождению, по необходимости культивирует эти качества осознанность, усилие, исследование, восторг, концентрацию и спокойствие.

Путём развития и сбалансирования этих качеств (факторов) мы получаем возможность прорыва через барьер обусловленных внешней практикой жизни шаблонов ума на пути к глубочайшей для себя истине. Что было тайным, становится явным, что было перевёрнуто, становится на ноги. Мы обретаем возможность проживать каждый день своей жизни, и всю жизнь, в гармонии с собой и окружающим миром, обладая величием души и ясностью ума и познав великое благо человека творческую силу покоя.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.