Сонливость при медитации и причины усталости

Сонливость может иметь три разных причины. Она часто наваливается в первые несколько дней медитации когда мы ещё испытываем последствия напряжённой работы и стрессов. Этот вид сонливости проходит после нормального отдыха. Другая причина сонливости проистекает от дисбаланса концентрации и энергии в процессе нашей практики, это нарушение нужно исправлять при помощи повышения уровня энергии и направления её путём концентрации в определённые области тела.

Проявления сонливости

Обычно сонливость развивается постепенно. Мы медитируем и чувствуем, как она начинает связывать нас тонкими нитями тумана, обвивающими наше тело, и затем шепчет на ухо: «Ну подремали самую чуточку, так хорошо будет потом». Ум становится рассеянным и расслабленным, установка на решение выбранной задачи ускользает от нас. Такое может случаться много раз во время практики медитации и всё же сонливость — это состояние, над которым можно работать.

Правда, она как объект практики требует предельных усилий, ибо является весьма мощным фактором. Значительная часть жизни проходит в полусне. Жизнь наша, можно считать, вся проведена во сне до этого момента, во сне в постели и во сне на ходу, только медитация приносит пробуждение.
Иногда случается, что заинтересованное, всепроникающее осознание своей сонливости само оказывается фактором, пробуждающим энергию, которая рассеивает сонливость и сообщает одним толчком глубину взгляда.

Когда мы прямым взглядом признаём присутствие посторонних мыслей и дарим им полную осознанность, то все аспекты нашей практики, могут разом подняться на новый уровень, ибо в нас происходит очередное раскрытие. Полезно знать, что некоторая сонливость может быть вызвана также развитием концентрации и спокойствия ума. Если мы достигли полной сосредоточенности, но при этом не уравновесили ум возбуждением равного количества энергии, то мы увязнем в спокойном, но отупелом состоянии. Это тоже требует большого внимания.

Работа над сонливостью

Есть и другие способы работы с этим препятствием. Занимайтесь медитацией с широко открытыми глазами. Встаньте и постойте несколько минут или выполните несколько приседаний. Если это не помогает, походите быстрым шагом или задом наперёд. Плесните на лицо воду. Сонливость не выпадает из ряда явлений, на которые мы можем реагировать творчески.

Когда одному ученику однажды пришлось долгое время проходить через испытание сонливостью, его духовный учитель, Ачаан Чаа, предложил ему сидеть в медитации на краю очень глубокого колодца. И что же? Страх падения прекрасно удерживал его в бодром состоянии, над сонливостью можно успешно работать.

Читайте похожее:  Спокойствие души

Когда ум атакован вялостью, узок, закрепощён и тяжёл, усилия наши должны быть устремлены на возвращение ему энергетического равновесия внесением, в него жизни. Достигнуть этого можно путём непрерывного направления ума на осознание именно данного текущего момента, затем вот этого, и этого, и этого момента. Точность и мгновенные реакции наблюдения, когда мы словно озаряемся мыслью «Вот это самое дыхание» или «Вот именно этот шаг» причём без малейшего движения ума за пределы этого элементарного объекта, вот что вернёт уму его устойчивость. Если в каждый отдельный момент мы можем сказать себе, «Вот это, это самое, именно это дыхание» и делать так каждый последующий момент, оковы спадут с ума, он широко раскроется, воспрянет вдруг освежённый и вялость испарится. А если все усилия напрасны, то тогда больше и не настаивайте, ибо пришло время отдохнуть.

Сомнения в собственных силах

Другое препятствие – это сомнение. Вглядитесь в него пристальнее и при этом, как бы со стороны. Вы вслушивались когда-нибудь в тот внутренний растерянный голосок, что восклицает «Нет, я не смогу этого, это слишком трудно да и не совсем то время сейчас для меня, чтобы практиковать медитацию. Вообще, куда всё это заводит? Не лучше ли попробовать себя в другой какой-нибудь практике? Итак, что мы видим?»
Но в тот момент, когда, всё ещё чувствуя сомнение, мы перестаём хвататься за его содержание и увязать в нём, наш ум сразу становится свободнее, легче и раскованнее.

Ясное понимание этих учений и мудрое размышление над ними вдохнут в человека веру и помогут его уму вернуться в состояние равновесия. Сердцу присуще сомневаться. Но постараемся его понять и дадим возможность сомнению помочь нам достигнуть более глубокого внимания и прийти к более полной палитре способов поиска истины.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Читайте похожее:  Законы кармы

Боль гнева может привести нас к более глубокому ощущению силы и чувству любви, а в основе беспокойства находится источник простора и умиротворённости.

Путь пробуждения для нас как человеческих существ есть великое и чудесное наследие. Часто он труден, а порой кажется почти невозможным.

Томас Мертон пишет «Истинным любви и молитве можно научиться, а сердце обращается в камень».

Когда мы об этом помним, встречающиеся в нашей практике трудности сами становятся составной частью медитации и той ареной, на которой мы овладеваем способностью раскрывать своё сердце. Они суть живительные соки, они часть того, что делает нас живыми. Работа с этими препятствиями приведёт нас к великому озарению и к великому пониманию.

Беспокойство

Отчасти беспокойство можно понять через понимание того, что медитации, как и всей жизни в целом присуща определённая цикличность. Некоторым людям не нравится этот аспект жизни частые циклы выводят их из себя. Они предпочитают всегда пребывать в очень ровном состоянии, без этой бегущей череды взлётов и падений. Но к сожалению, на нашей планете дело обстоит иначе. Всё здесь в непрерывном изменении. Наша практика рекомендует и помогает нам относиться к тому, что называется «полной катастрофой» (котёл месива из прекрасного, приятного, беспокойного и неприятного), с достаточной лёгкостью и юмором.

Это качество, принятия является той основой, из которой произрастают истинное понимание и способность проникновения в суть. Если мы не приемлем, отвергаем какой-то аспект того феномена, который отмечен для нас местоимением «Я», какое-либо чувство или ощущение, физический или ментальный образ себя и т. д., то мы ничего не сможем узнать или понять по поводу этого аспекта. Для нас будет невозможно раскрыть его природу и обрести свободу по отношению к нему.

Читайте похожее:  Биоэнергетическая диагностика

Мы начинаем бояться, мы упираемся, мы судим и всячески отбрыкиваемся. Но невозможно ведь в одно и то же время вглядываться в глубины и отталкивать разглядываемое.

Когда устанавливается высокий уровень осознанности (объект ярко и непрерывно освещён прожектором внимания), а фундамент приятия тоже хорошо заложен, тогда тело и ум наполняются чувством комфорта. И тогда, даже если возникает болезненное или трудное состояние под ним всегда имеется утешительный источник уюта. А уют или просто намёк на него есть тоже хорошее противоядие беспокойству и тревоге.

Цель практики

Итак, цель практики не состоит в том, чтобы создавать какое-то особое состояние ума. Это есть, но это всегда временно. Цель состоит в том, чтобы, работая непосредственно с самыми первичными, фундаментальными элементами нашего опыта (впечатлениями внутреннего мира) и всеми аспектами нашего тела и ума, увидеть, каким образом мы оказываемся в плену у наших страхов, желаний, гнева, а через это научиться обретать способность к свободе.

Логика такова, что, работая с препятствиями, человек неизбежно обогащает свою жизнь. Их называют иногда тем навозом, из которого произрастает цветок просветлённости, другие же учителя говорят о них как о «сорняках ума», которые мы вырываем и затем закапываем, рядом с культурным растением ума, чтобы они служили ему удобрением. Наша практика должна использовать всё, что в нас возникает в её процессе, направляя это на дальнейший рост понимания, сострадания и свободы.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Комментарии 1

  • До начала занятий медитацией всегда находилась в состоянии недосыпа и засыпала при любой возможности, но потом примерно через месяц все прошло, стала нормально спать, выдерживать режим дня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.