Санатана дхарма

Говоря о том, что такое санатана дхарма, следует иметь в виду, что само это слово может пониматься по-разному. Это истина, истинная природа вещей, реальность (действительность), нравственный и духовный закон. Оно обозначает также любой отдельный ментальный и физический элемент, притом что все эти элементы вместе образуют или охватывают собой феноменальный мир. Санатана дхарма также означает «учение», а в контексте буддизма специфически именно учение Будды.

Практика же Санатана дхармы есть процесс прихода к пониманию развёртывающейся реальности от момента к моменту на всех этапах нашего опыта и приведение себя в гармонию с истиной нашей жизни и законами природы.

Каждый из нас есть мандала постоянно текущего опыта, который можно рассматривать с разных точек зрения, мы есть процесс непрерывной трансформации, в котором нет ничего застывшего. Признав себя частью этой внутри себя взаимосвязанной изменяющейся реальности, мы стремимся нащупать состояние равновесия и найти какое-то понимание природы этой реальности. Необходима особая тонкость настроя, чтобы понять различные этапы и работать с ними и чтобы научиться быть открытыми и гибкими в прохождении через анфиладу опыта, выбирая адекватные подходы.

Одним из фундаментальных аспектов Санатана практики является понимание того, как мы создаём двойное восприятие.

Как получается, что ум порождает ориентацию на фрагментацию и разделение? И каким образом, создавая, границы различий и элементов, мы сами себя ограничиваем и создаём себе тюрьму дуализма?

Кен Уилбер в своей книге «Спектр сознания» синтезирует широкий спектр духовной и психологической мудрости и очень чётко описывает последовательность созданного умом дуализма. Он очерчивает четыре стадии движения от Санатана практики до узкой идентификации (отождествления) с одним из аспектов ума.

Дуализм восприятия в Санатана теории

Исходное восприятие дхармы это ассоциация себя и другого, субъекта и объекта, внутреннего и внешнего. Этот первый этап дуалистического мышления состоит в отделении себя от окружающей среды, в выделении органического целого «дхармического тела» из всей совокупности опыта. Этот порок восприятия прекрасной фразой описал Бенуа «щель на бесшовной ткани универсума».

Читайте похожее:  Мгновенная карма в буддизме

Из этого разделения единого целого на субъект и объект рождается второй этап, дуализм ума и тела, или ложное представление о «дхарме внутри тела». То есть речь идёт о развитии автономного эго, находящегося в тотальном организме, или о ком-то, кто обладает данным объектом.

Следующий этап фрагментация самой личности на «персону» и «тень». Персона — это ментальные феномены, творящие в своей совокупности имидж нашего «Я», который, как нам кажется, мы воплощаем. Всё это привычные шаблоны ума, с которыми мы ассоциируем себя. Те же элементы ума, которые мы отбраковываем и подавляем тёмные, неприятные, составляют тень. Но, хотя мы пытаемся их подавить, эти негативные качества нас преследуют подобно тени, и нам не удаётся убежать от них. Поскольку мы не признаём эту тень и отказываем ей во внимании, мы не осознаём её и не осознаём тех путей, которыми она мотивирует наши действия и манипулирует нами.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Этапы заблуждений

Именно невежество (заблуждение ума) является той причиной, по которой мы ограничиваем и сужаем представление о себе в своём движении от первичной интуиции единства универсума через последовательные этапы разделения.

Начинаем мы с того, что отделяем ум от окружающей среды (мира), ограничивая себя отождествлением с организмом.

Далее следует ещё одно суждение, когда мы отождествляем себя с сознанием или умом который испытывает на себе и созерцает всё «с ним» происходящее. Наконец, и сам ум оказывается расщеплённым на аспекты, с которыми мы отождествляемся, поскольку они для нас приемлемы в свете нашего имиджа, и те аспекты, которые мы подавляем, ибо они неприемлемы для нас. На каждой из названных ступеней наша жизнь всё более расщепляется и ограничивается.

Читайте похожее:  Колесо дхармы

Цель Санатаны

Цель пути Санатана дхармы исцеление этих разрезов и привод к пониманию истинной природы нашей жизни. Это вовсе не значит, что мы должны раствориться в аморфную массу космического всеединства, цель в ясном понимании наличия и смысла различных уровней, ради того, чтобы мы могли действовать правильно, компетентно и свободно.

Это аналогично тому, как наше знание об уровне атомарных явлений, говорящее нам о зияющих пустотах внутри материи, отнюдь не мешает уверенно сидеть на стуле, т. к. мы знаем, что большие предметы суть другой уровень.

Но, как известно, именно понимание законов атомарного уровня дарит нам доступ к более фундаментальным и мощным энергиям. Мы отнюдь не перечёркиваем царство отношений здравого смысла на уровне дихотомии «я — другой» или «я — мир», однако, обогащённые качеством свободы, исходящей из относительной природы этой дихотомии, мы уже более не пойманы в капкан, идентификации с нею, не порабощены узенькой, доступной нашему зрению полоской спектра бытия.

Мы начинаем процесс интеграции на уровне «персона — тень» и делаем это путём раскрытия навстречу всему диапазону ментальных феноменов эмоций, мыслей, импульсов чувств без критических суждений или оценок. Мы исследуем, возникновение и проецирование вовне имиджей (образов себя, компактных представлений о самих себе) весь этот процесс идентификации с определёнными аспектами ума и шаблонами обусловленных реакций. Мы вырабатываем также без эмоциональное отношение к своей «тени», предоставив всем её частям выйти на поверхность Санатана дхармы.

Идентификация с определёнными аспектами дхармы и отвержение других неизбежно создаёт чувство конфликта и напряжения. По мере же развития установки на приятие всего, что возникает, и в то же время бесстрастной отстранённости от этого, мы начинаем жить в большей свободе от страхов и неприязней. В этом интеграционном процессе обратного соединения искусственно разделённых частей наступает момент, когда может начаться интеграция на следующем уровне дуалистичности на расколе ума и тела. Здесь требуется особая осторожность понимания, поскольку ум и организм суть всё-таки два различных процесса, и проникновение в сущность этого различия фундаментально для нашей практики.

Читайте похожее:  Расширение сознания - путь джхан

Подлежащая здесь преодолению дуалистичность заключена отнюдь не в разнице, реально имеющей место между умом и телом, но в том расщеплении, которое происходит, когда мы идентифицируемся эго с дхармой как с нашим «Я» и когда представляем дело так, будто некто (т. е. «Я») «владеет» данным делом. Подразумевается молчаливо, что есть, существует кто-то, некто, коему тело принадлежит. Это порождает и подкрепляет ментальные проекции, которые основываются на, чувствуемой потребности защищать и оберегать это воображаемое.

Чувство раздельности коренится в этой идентификации эго с дхармой, и в ней же коренятся тенденции ума к привязанности, антипатии, страху, критическим (обвинительным) суждениям, сравнениям, оценкам. Эти тенденции, в свою очередь, поддерживают сложную фикцию независимого и постоянного «Я», ибо если есть чувства привязанности, антипатии и т. д., то тогда должен быть и сам, который их «имеет». Пока мы не увидим эту подобную листу Мёбиуса зависимость и не проникнем в её смысл, мы пребудем в бесконечном круге идентификация эго с сознанием, находящимся внутри тела, создаёт чувство «себя», чувство отдельности, далее чувство «себя» обусловливает эмоциональные отношения к «другому» и реакции, которые ещё больше укрепляют идентификацию эго с сознанием.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.