Осознанность жизни

Мысли должны работать, развивая осознанность жизни в каждый момент времени. Чем бы мы ни занимались и где бы ни были в тот или иной момент всегда есть возможность возбудить в уме это состояние. В Сатипатхана Сутта, описаны четыре сферы жизни.

Осознанность тела

Первая сфера жизни это осознанность в равновесии тела, и она включает в себя осознанность позы, т. е. стоите вы или сидите, лежите или шагаете, а также осознанность движений тела, как-то поворот, потягивание, наклоны и т. п. С углублением достижений в развитии понимания в отношении тела, мы идём дальше простых концептов его частей (корпус, нога, рука и т. д.) и начинаем испытывать тело в терминах различных ощущений жёсткость, мягкость, температура, вибрация, покалывание, напряжение, пульсация т. е. в том аспекте его восприятия, где уже отсутствует момент нерасчлененной плотности или статической формы.

Мы многократно возвращаемся к пониманию тела, развивая, способность ясного и ничем не отвлекаемого наблюдения.

Первое основание особенно благоприятствует развитию глубокого и основательного внимания к нашей повседневной, активности. Тело всегда при нас и являет собой чёткий объект для активного наблюдения. Идём ли мы по улице, пристальное наблюдение за ощущениями движений осуществимо с лёгкостью. Пользуемся ли мы этой возможностью, или потерялись в мыслях о прошлом или будущем.

Отворяем ли мы дверь, чистим ли зубы, пьём ли чай, держа в руке чашку, все эти простые действия дают непрерывные поводы совершенствоваться в практике.

Понимание чувств

Вторая сфера жизни осознанность в равновесии. Речь идёт не об эмоциях, но о том медитативном аспекте, который характеризуется качеством приятного, неприятного или нейтрального, возникающим в каждом моменте опыта. Понимание этих чувств важно потому, что они обусловливают наши реакции хватания, неприятия или игнорирования.

Читайте похожее:  Третий глаз Шивы у человека

Именно приятность переживаемого заставляет нас пытаться ухватить мгновенье или, если возникший объект неприятен, то мы, осудив его, стремимся от него избавиться. Тогда же, когда опыт не вызывает ни приятных, пи неприятных чувств, мы зачастую просто выпускаем его из внимания, забываем о нём, а ум наш бродит. Когда это второе основание достаточной мере развито, то нам становится доступным чувствовать приятность или неприятность различных, опытов (переживаний) жизни, не провоцируясь на шаблонную, реакцию. Мы обретаем способность чувствовать то, что происходит, сохраняя равновесие и невозмутимость жизни.

Знание чувств даёт ключ и в такой ситуации, когда нужно «снять ум с крючка», уже развившегося реактивного состояния. Допустим, что ум попался на крючок сладострастного состояния, когда внимание уже привязалось к образам соблазна. В этом случае, наряду, с наблюдением за развивающимися телесными ощущениями при ясной и точной регистрации приятности этих ощущений или картин, мы можем непосредственно видеть, что именно чувство приятного и зацепило наш ум и обусловливает импульс хватания. Путём самого, скрупулёзного внимания и регистрации этого аспекта приятного мы расторгаем установившееся сцепление между умом и объектом, «отпускаем» хватательную реакцию ума и осознаём приятное чувство просто как ещё один рядовой, объект наблюдения, а не как нечто притягательное в повседневной жизни.

Поняв каким, образом желание обусловливается чувством, мы начинаем видеть, что глубже охваченного желанием ума существует сердце, которое и делает окончательный выбор. В ситуациях, когда мы оказываемся вовлечёнными, в реакцию труднопреодолимой привязанности к объекту или отвержения его, второе основание жизни может явиться мощным инструментом исследования и свободы.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Осознанность ума

Третья сфера жизни осознанность в равновесии ума и ментальных состояний в повседневной жизни, т. е. делаем объектом изучения свой ум, когда он окрашивается разными эмоциями, как-то любовь радость, гнев, ненависть,, интерес, скука и т. д. Медитативный баланс заключается в том, чтобы уметь чувствовать их с открытостью и мягкостью, но не вовлекаясь в них.

Читайте похожее:  Исследование сознания

Наши эмоции, как и все прочие элементы нашего опыта, отнюдь не принадлежат некоему Я, «самому мне» и т. п., но всего лишь являются частью происходящего перед нами спектакля, феноменов.

Когда баланс нарушен присутствием сильной эмоции, часто бывает возможно «заземлить» её на два первых основания жизни, предварительно сделав эту эмоцию объектом изучения, иначе говоря, подвергнуть пристальному взгляду специфические телесные ощущения, ассоциированные с этой эмоцией, и отстранённо понять факт приятности или неприятности этого чувства.

Такое заземление помогает нам оставаться в полном сознании и раскрытыми для внешнего приятия эмоции, не запутываясь в своём личном сюжете. С точки зрения практики медитации, нам интереснее анализ природы эмоций, сопровождающих наши драмы, нежели анализ содержания этих драм. Этим путём мы приходим к фундаментальному пониманию природы ума, феномен которого безмерно шире нашей личной истории.

Понимание дхармы

Четвёртое основание жизни есть понимание дхармы, функций различных ментальных состояний. Мы, например, понимаем, каким образом сильное желание становится помехой, а вера действует в качестве духовного союзника. По мере всё большего овладения феноменом, мы понимаем более определённые базовые законы и отношения такие как:

  • Четыре Благородные Истины,
  • Восьмеричный Путь,
  • Отношение органов чувств к чувственным объектам.

Многие аспекты нашего растущего понимания раскрываются благодаря этому основанию осознанности. Усилие быть постоянным, оно стимулирует мудрость и наполняет веру пониманием.

Главная черта осознанности – это глубина наблюдения, проникающего до самых основ. Бросьте пробку в поток она останется на поверхности и будет на ней лишь слегка колебаться чуть вверх, чуть вниз, теперь бросьте в воду камень он сразу опустится на дно.

Если мы дарим все внимание какому-либо объекту, камешек нашей осознанности дойдёт до его святая святых. И пока присутствует внимание, наблюдаемый объект, находится в центре внимания, мы ни на миг не отвлекаемся от него, не выпускаем из цепких, чутких пальцев ума.

Читайте похожее:  Как повысить вибрации человека

Ум незыблемо, неуклонно созерцает объект всепожирающим взглядом напрямую, сфокусировано, глубинно, на пике своей восприимчивости. Внимание проявляет себя также в роли защитного фактора, ибо пока мы находимся в этом состоянии, мы защищены от влияния условнорефлекторных побуждений хватания, от критических оценок и провалов рассеянности, которые в жизни нашей создают поводы для боли и замешательства.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.