Коан и мондо

Как Дзэн уникален в буддийском мире, так и коан уникальное явление в Дзэне. Его природу можно понять лучше всего, рассмотрев его происхождение. Когда впервые сообщается какая-либо весть, она обладает динамическими качествами. По мере того как проходят годы и века эти качества становится все труднее поддерживать в их первоначальном состоянии.

История прямого опыта

Концепция начинает занимать место прямого опыта жизнь сковывается образовавшимися путами формы. Отсюда возник коан как средство сообщения о реальности того прямого опыта, который только и является просветлением. Назначение коана искусственно и систематически развивать в сознании последователей то, что у ранних мастеров появилось спонтанно. Он также стремится внедрить этот дзэнский опыт в большее число умов, чем-то, на которое мастер без него смог бы надеяться. Именно техника упражнения «коан» спасла уникальное наследие Дзэна для культуры. Вот несколько примеров коанов:

  • Каково было ваше первоначальное лицо перед тем, как появились на свет ваши родители?
  • Все вещи можно свести к единому. А к чему сводится единое?
  • Обладает ли собака природой Будды?
  • Я иду с пустыми руками, и вдруг в моей руке появляется лопата.
  • Когда я перехожу мост, вода неподвижная, а мост движется.
  • Корова проходила через окно. Её голова, тело и ноги прошли легко, только её хвост не смог пройти через окно. Почему он не смог пройти?

Назначение коанов

Зачем даются такие коаны?

Идеал состоит в том, чтобы воспроизвести в уме ученика то состояние сознания, выражением которого являются эти утверждения. На собственном уровне они не составляют никакой проблемы, и отсюда следует, что проблема решается посредством подъёма сознания на довольно высокий уровень.

Таким образом, коан это средство, а не цель. Это инструмент, которым нужно воспользоваться и затем отбросить его, плот, который используют для переправы через поток, а затем оставляют позади. Коан уникальный столб или ключ к тому состоянию сознания в котором приходит решение.

Следовательно, его назначение создать постоянно возрастающее давление «поиска и попыток найти выход», которое с течением времени приводит к состоянию интеллектуального банкротства. И вот когда процесс мышления больше не в состоянии продолжаться, ученик должен набраться мужества, отбросить его «совершить прыжок над пропастью» и через смерть мышления обрести просветление.

Этот процесс «отпускания (позволения)» существенен. До тех пор, пока ученик цепляется за интеллект, мир просветления остаётся закрытым. Каждая искра жизни должна рано или поздно освободиться от сложной структуры мышления, внутри которой медленно зарождается более высокая способность.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

Гусеница прядёт кокон, в котором ей предстоит испытать фундаментальное изменение, но чтобы войти в мир света, она должна отбросить кокон. Однако в этом «позволении» нет ни малейшей пассивности. Дзэнская медитация требует «железной решимости и несгибаемой воли», но эта динамическая напряжённость намерения вполне совместима с внутренним покоем.

Процесс развития

Таким образом, процесс является тройным.

Во-первых, ум сосредотачивается на новом до тех пор, пока интеллект не дойдёт до полного истощения. Затем наступает пауза, прекращение всякого функционирования в безымянной пустоте, обрезание всех связей, «отпускание». Только тогда приходит «ответ», вспышка понимания, которая (в зависимости от того, полная она или частичная) разрывает или только ослабляет узы концептуального мышления. Некоторые достигают этого уровня без усилия, истощающего личность.

Как сказал один мастер Дзэна, «пока вы совсем не промокли от пота, вы не можете надеяться увидеть жемчужный дворец на листке травы».

Никакие барьеры не могут устоять против этого необходимого духа исследования они лишь укрепляют несгибаемую волю к знанию. Тот факт, что все великие мастера отдавались телом и душой задаче овладения Дзэном, доказывает огромность их веры в предельную реальность, а также силу их духа исследования, известного как «поиск и попытка найти выход, который никогда не прекращается до тех пор, пока не достигнет своей цели».

Техника мондо

Мондо — это быстрый, обмен вопросом и ответом между мастером и учеником. Во многих случаях, как в случае с Дзэсю, решение само по себе коан, в других случаях их следует рассматривать как одно целое. Вот некоторые примеры:

  • Один монах спросил Дзэсю: «Как одним словом выразить предельную истину?» Дзэсю ответил: «Да».
  • Другой монах другому мастеру задал тот же вопрос, он сказал: «Ты выразил её двумя».
  • Что такое моё «Я»? «Зачем тебе твоё «Я»?
  • Что такое Дао? Обычная жизнь сама по себе есть Дао». «Как можем мы согласоваться с ним?» «Если ты пытаешься согласоваться с ним, ты будешь удаляться от него».
  • «Все вещи таковы, каковы они с самого начала; что лежит за пределами существования?» «Твоё утверждение совершенно очевидно: зачем же ты спрашиваешь?»

Обратите внимание на то, как решение возвращается вопросом обратно в ум вопрошающего, в котором только и может быть найдено решение. Обратите также внимание, как просты и практичны эти ответы по сравнению с теми, которые мог бы дать ум меньшего калибра.

Стал бы искатель более просветлённым, если бы получил ответ, изложенный на языке абстрактных принципов? Такие ответы лишь повторяют слова Будды в Палийских писаниях зарегистрировано, как он снова и снова отказывался отвечать, словесно на вопросы, на которые может найти решение только опыт, идущий изнутри. Дзэнские ответы лишь на одну ступеньку отстоят от «благородного молчания» Будды.
Мондо пресекает спекуляцию, утихомиривает интеллект и стимулирует более высокую способность. Если считать это результатом решения проблемы, то его форма не имеет существенного значения. Человек слишком погружён в ум, который спрашивает «о том и о сём», и не в состоянии увидеть, что ответ относится к вопросу, а не является средством просветления. Поэтому некоторые мастера прибегают к удивительным методам для прорыва этого кокона из аргументов. Если удар кулаком способствует разрушению этой оболочки интеллектуального сомнения, то он оправдан, тот же эффект может дать возглас или гримаса.

Дзэнские мастера известны также своими необычными проповедями. Вот, например, полный текст одной из них: «Если у вас есть посох, я дам его вам, если у вас его нет, я возьму его у вас».
Другие великие мастера произносили перед своими последователями ещё более краткие проповеди. Многие из них, взойдя на кафедру, делали лишь один жест, например, разводил руки в стороны, однако, этого было достаточно для тех, чей «глаз истины» был почти открыт, и для них наступало сатори.

Были сделаны попытки классифицировать различные типы коан и мондо, этим детально занимался Судзуки. Способы могут отличаться, но конечная цель одна и та же.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Комментарии 1

  • Правильно заданный вопрос является половиной правильного ответа, коанов очень много можно целый сборник написать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.