Карма рождения

Карма рождения, порождаемая в момент смерти, играет решающую роль в определении обстоятельств перевоплощения. Существует четыре различных вида кармы, которые могут действовать, во время смерти.

Виды рождения

  • Первый это «веская карма», и относится, она к хорошим или плохим деяниям совершённым человеком до рождения и создающим такую мощную силу, что они являются решающими, по сравнению со всеми остальными деяниями, которые могли бы обусловить форму перевоплощения. Из дурных деяний здесь могут быть, такие как убийство своих родителей. На положительном же полюсе, деяний веская представлена развитием Джаны или достижением нирваны.
    Даже первые проблески нирваны есть довольно мощный фактор, чтобы отсечь навсегда будущую возможность перевоплощения в каком-нибудь из низших царств.
  • Если веская отсутствует, то рождение будет обусловлено теми ментальными состояниями, которые порождаются действием или воспоминанием о деяниях, правильных или неправильных в последние моменты перед смертью. Это «проксимальная карма», т. е. действия в непосредственной близости к своей смерти. Последние моменты жизни играют решающую роль в дальнейшем направлении и обстоятельствах следующего перевоплощения.
    В связи с этим представляются отрадным фактом возросшие сегодня внимательность и чуткость людей в отношении последних минут жизни, умирающих и окружения у их одра.
  • Далее, в случае отсутствия действующих веской и проксимальной, перевоплощение определяется на основе привычных образцов жизни и деятельности умирающего, которые естественным, образом могут прийти на ум человеку в этот момент. Это, как правило, превалирующая сила.
  • Если же ни один из трёх названных типов не обнаружит себя, то решающим будет любое пришедшее на ум действие, совершённое человеком, в прошлом. Этот четвёртый тип предсмертной кармы называется «случайной».

Потенциал рождения

Судьба от прошлых действий может, иметь определённый потенциал действия во времени и быть ограниченной в своём воздействии на судьбу существа в зависимости от обстоятельств. Этот аспект кармы проиллюстрирован историей, рождённой во времена Будды.

Был один человек, который за свою жизнь убил многих людей. В конце концов, его поймали и осудили на смертную казнь. И вот в тот момент, когда до акта лишения его жизни оставался какой-то миг, он увидел, проходящих мимо монахов и вспомнил, что когда-то предложил, пищу самому выдающемуся ученику Будды. И поскольку последней его мыслью было воспоминание о щедром поступке (проксимальная), он в следующем своём рождении очутился в одном из небесных царств. Существа же, родившиеся в тех мирах, испытывают лишь приятные результаты своих прежних правильных поступков, а плоды рождения с негативной кармой не достигают их всё то время, пока находятся в этом царстве. Но эти существа обладают способностью видеть свою прежнюю жизнь во всех её составляющих.

Читайте похожее:  Жизнь Будды

Этот человек, теперь ставший дэвом, существом небесным, оглядываясь на свою прошлую жизнь, увидел тот правильный поступок, которому он обязан был своим появлением в счастливом царстве, но он при этом также увидел и все свои неправильные поступки и им ещё предстояло принести свои плоды, тогда его пребывание в ипостаси дэва закончится.

Осознание этого подвигло его на практику дхармы, и хотя нелегко было, нести бремя практики в небесных царствах из-за великих искушений, рассеянных, вокруг чувственных, радостей, он тем не менее достиг со временем, первой стадии просветления.

Но достижение её устраняет саму возможность попадания в низшие царства, таким образом, случайное воспоминание в последний момент перед казнью позволило бывшему преступнику освободиться от страдания, в которых он иначе оказался бы.

Будда, объясняя разные пути рождения и формирования кармы, говорил о возможностях различных поступков. Он часто говорил о великой энергии щедрых поступков и пояснял при этом, что такие поступки получают дополнительную чистоту и могущество трояким образом. Акт дарения, обогащается чистотою дающего, чистотой принимающего дар и чистотой, самого дара. Ментальная, чистота дающего, берущего и того, что подано (в смысле путей приобретения его) усиливают силу каждого акта щедрости.

И во много раз более мощным потенциально, чем дарение даже самому Будде или его просветлённым ученикам, является хотя бы всего лишь один момент, в котором ум полностью сосредоточен на внутреннем жесте распространения любящей доброты на всех существ мира. Когда мы искренне раскрываем своё сердце, нас охватывает глубокое чувство единства со всеми существами, а это колоссальная по своей действенности сила, которая далее может мотивировать нас к широкому диапазону благородных деяний.

Влияние осознанности на карму

Ещё более мощным по своим последствиям, чем момент любящей доброты рождения, является момент глубокого прозрения в изменчивую, эфемерную природу феноменов.

Этот момент осознанности столь значителен потому, что он снимает с ума путы привычной привязанности, делающих нас слепыми рабами житейских и чувственных ценностей, и раскрывает в нас способность к истинной свободе, от них.

Читайте похожее:  Санатана дхарма

Когда мы непосредственно, созерцаем эфемерную природу ума и тела, и то, как они находятся в состоянии постоянного потока непостоянных элементов, мы развиваем отстранённость и равность по отношению к подобным сновидению впечатлениям, нашего опыта.

Иногда в медитативной практике, когда нас осаждают боль, беспокойство, скука и прочие трудности этого процесса, мы можем потерять картину более крупного контекста нашей практики, как бы позабыть, зачем всё это делается.

Определите какая йога вам подходит?

Выберите Вашу цель

В таких случаях полезно вспоминать, что энергия кармы рождения, порождаемая многократным возвращением внимания и осознанности к изменчивому характеру вещей, есть колоссальная сила кармы рождения, открывающая перед нами ошеломительные формы счастья и свободы.

Опыт двух с половиной тысяч лет гласит, что судьба есть светоч мира благодаря этому пониманию мы возносимся до высот мудрой ответственности за свою судьбу, мы начинаем видеть свой истинный путь самореализации в этой жизни.

Значение кармы

Его Святейшество Далай-лама во время своего визита в Соединённые Штаты Америки провёл беседу о пустоте того якобы монолитного феномена, который каждый считает своим «Я», и о законе причины и следствия кармы. В процессе беседы он сказал, что если бы можно было представить такую ситуацию, где нужно выбрать либо понимание рождения, либо понимание пустоты, то выбрать следует первое.

Для многих это явилось неожиданностью, ибо давно признано, что сердцевиной мудрости буддизма является понимание пустоты, или пустотного характера всех феноменов, их эфемерности и отсутствия личности.

Однако, сделанный Далай-ламой акцент, на понимании имеет чрезвычайный для нас смысл, потому что без понимания, то есть колоссального значения наших действий в аспекте их последствий, понятие пустоты феноменов может приобрести силу ложного аргумента против ответственности человека за свою жизнь.

Полагать, что всё ничего не значит, что делать можно всё что угодно («всё дозволено»), ибо ведь всё равно всё есть пустота, думать так значит не понять и извратить всё учение в наивном стремлении оправдать неправильное поведение.

Если же мы проявим чуткость и восприимчивость к закону судьбы и примем на себя ответственность за свои действия и их результаты, то как раз это, кроме всего прочего, поможет нам прийти к истинному пониманию пустоты.

Из понимания этого наряду с осознанностью возникает и сострадание. Когда мы приходим к пониманию, что неблагородные, несправедливые, наносящие вред и порождаемые ненавистью поступки обязательно возвращаются в том или ином обличье страдания к тому, кто их совершил.

Читайте похожее:  Сонливость при медитации и причины усталости

Они не ограничивают своё воздействие страданием того, на кого они были направлены, то мы обретаем способность сострадательно относиться к обоим, отказавшись от гнева и возмущения, которые прежде казались нам естественными. Но это ни в коей мере не означает слабости или нерешительности наших реакций. На самом деле, наблюдение того, как люди в своём невежестве действуют так, что это причинит им самим или другим большие страдания, может вызвать и у просвещённого наблюдателя очень сильный и непосредственный ответ, но только ответ этот будет подсказан состраданием и потому мудр.

Лишь ум, достигший совершенного пробуждения может полностью объять всю её полноту и сложность, панораму его раскрывающегося действия во всём его богатстве не только внутри одного жизненного цикла, но и во всей бесчисленности перевоплощений.

И всё же есть много рассказанных историй, которые иллюстрируют вполне конкретно, как для тех или иных людей, в соответствии с их поступками, развивалась их судьба.

Большинство из них, впрочем, имеют прямой сюжет, укладывающийся в пословицу, «что посеешь, то и пожнёшь». Но есть некоторые историй с особыми поворотами сюжета.

Истории эти просты, однако, указывают на некоторые сложности и тонкости. Одна из них повествует о человеке, родившимся ещё во времена Будды. Как-то увидел он проходящего мимо него, монаха, и пришла ему в голову мысль, предложить ему немного пищи. И вот этот человек угостил этого монаха, и тот с благодарностью пошёл дальше, но угостивший пожалел вдруг о сделанном и подумал, что это была совершенно не нужная трата. Монах же был архатом, полностью просветлённым существом, а традиция, гласит, что предложение пищи архату обладает особенно мощным эффектом.

Итак, как же развивались дальше события? Результатом предложения пищи монаху явилось то, что тот человек семь раз подряд в последующих перевоплощениях рождался миллионером. Но при этом плод его сожаления о собственной щедрости тоже окрасил эти перевоплощения и выразился в жалкой скаредности каждого из этих семи миллионеров, совершенно неспособных по причине скаредности радоваться своему богатству.

Не правда ли, изящная ирония справедливости? Каждый, ментальный момент приносит собственный соответствующий ему результат, и потому одно, действие может принести смешанные результаты. Если, же правильный, хороший поступок окружён верой, чувством его положительной оценки, то мощность его позитивной силы возрастает.

[ads-pc-2]

[ads-mob-2]

Читайте похожее:

Оцените статью Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5,00)
Елена Уварова
Об авторе:
Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.
Все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.